Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнение 7. Активное слушание
Время выполнения: от 45 минут до 1 часа. Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении. Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы. Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнениу, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства. Методика: все участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Один из членов пары назначается «слушателем», а другой – «рассказчиком». Задача «рассказчиков» состоит в том, чтобы рассказывать о чем-либо, а задача «слушателей» – слушать, используя навыки активного слушания. Таким образом, они должны использовать следующие интервенции и стратегии: • вести себя в соответствии с действиями, обозначенными при помощи акронима СОПНР (см. упражнение 1): сесть прямо напротив другого человека, стараться сохранять открытую позу (не скрещивая ни рук, ни ног), немного наклониться к собеседнику, поддерживать зрительный контакт и расслабиться; • использовать «минимальные подталкивания» для того, чтобы поддержать своего собеседника. Вот примеры таких «подталкиваний»: Спустя 10 минут «рассказчик» дает «слушателю» обратную связь об эффективности или неэффективности такого слушания. Затем происходит обмен ролями в парах: «слушатели» становятся «рассказчиками» и наоборот. После этого упражнение выполняется в течение еще 10 минут. По прошествии отведенного времени «рассказчик» дает обратную связь о способности «слушателя» демонстрировать навыки эффективного слушания. После выполнения задания вновь образуется общий круг и инициируется обсуждение, посвященное активному слушанию. Собирается также обратная связь об уровне развития навыков слушания в группе, и участников просят прокомментировать то, как они оценивают качество собственной работы в ходе упражнения. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения, выступая в качестве одного из участников. Оценивание: проводится в два «круга». В первом круге все участники по очереди говорят о том, что им меньше всего понравилось в данном упражнении, а во втором – что больше всего понравилось. Тренер также должен принять участие в этом процессе и решить, стоит или нет проводить обсуждение тех моментов, на которые обратили внимание участники. Завершение: участникам дается 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговари-вание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.
|