![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материал «Б» К⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
3 950.4 (4) < -
" > (2) 3 000 583.3
Рисунок 8.2 - Схема учета операций процесса снабжения запасами
Как свидетельствует информация в счетах, все задачи, поставленные перед бухгалтерским] учетом операций процесса снабжения, решены: - объем заготовленных материалов но покупным ценам составил 26 750 грн. (оборот ш| Д счета 201 «Сырье и материалы»); - на весь объем заготовленных материалов ТЗР равны 3 000 грн. (оборот по Д счета] 289 «Транспортно-заготовительные расходы»); - фактическая себестоимость заготовленных запасов равна 29 750 грн. (26 750 + 3 ООО) грн. (оборот по Д счета 201 «Сырье и материалы» плюс оборот по Д счета 289 «Транспортно-заготовительные расходы»); - величина запасов на конец месяца по фактической себестоимости на предприятии составляет 32 928, 3 грн. (сальдо по Д счета 201 «Сырье и материалы» 30 111, 6 грн. плюс сальдо по Д счета 289 «Транспортно-заготовительные расходы» 2 816, 7 грн.); - задолженность перед поставщиками у предприятия нет (сальдо на счете 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» равно нулю).
8.2. Учет операций процесса производства
Процесс производства представляет соединение трех основных составляющих - труда, предметов труда и средств труда. Использование различных ресурсов и возникновение обязательств, приводит к образованию расходов. Целью процесса производства является изготовление продукции, выполнение работ (услуг), для передачи их покупателям и заказчикам.
Задачи Процесс производства характеризуется величиной затрат бухгалтерского учета на произвол-ство' себестоимостью производимой продукции в процесса производства нежм и по видам, а также величиной обязательств по оплате труда и социальным взносам и платежам (обязательное государственное пенсионное страхование, социальное страхование, страхование на случай безработицы и другим). Исходя из цели процесса производства, при организации бухгалтерского учета на предприятии ставятся задачи получения информации относительно: - общей величины расходов на производство продукции (работ, услуг); - формирования величины расходов для установления нижнего уровня цены на выпускаемую продукцию (работы, услуги); - формирование себестоимости выпуска продукции в целом и её видам. Сущность процесса реализации, цель и задачи бухгалтерского учета предопределяют методологические принципы формирования информации бухгалтерского учета о последствиях хозяйственных операций в процессе производства. Учет расходов предприятия базируется на общих принципах и подходах, то есть на общей методологии, определенной П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» и П(С)БУ 16 «Расходы». Кроме того, для целей планирования, ведения учета и калькулирования себестоимости, министерства и ведомства разрабатывают положения и рекомендации, учитывающие отраслевую специфику. В настоящее время основными из них являются: Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности от 02.02.2001 г. № 47 (далее Рекомендации № 47); Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ от 07.05. 2002 г. № 81 (далее рекомендации № 81); Методические рекомендации по формированию состава расходов и порядку их планирования в торговой деятельности от 22.05. 2002 г. № 145 (далее Рекомендации № 145) и другие. При построении системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции принимаются во внимание особенности организации и технологии производства на предприятии, а также: - устанавливается перечень аналитических счетов производства (производственных заказов) и объектов калькуляции; - разрабатывается перечень статей калькуляции и статей косвенных расходов; - выбираются методы распределения косвенных расходов по аналитическим счетам производства и объектам калькуляции, а также между незавершенным производством и выпуском готовой продукции (работам, услугам). Важным при организации учета операций производства является классификация расходов. В подразделе 3.5 рассмотрена классификация расходов предприятия, используемая для представления информации о расходах в финансовой отчетности. Однако, в соответствии с требованиями управленцев (менеджеров) производства относительно информации, необходима классификация расходов, обеспечивающая более глубокое изучение состава и поведение расходов в процессе производства.
Расходы производства в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия классифицируются по следующим признакам: 1. По месту возникновения расходов: расходы основного производства; - расходы вспомогательного производства; - расходы второстепенных производств. Расходы основного производства - это затраты тех структурных подразделений предприятия, которые непосредственно участвуют в производстве продукции (работ, услуг). Расходы вспомогательного производства - это затраты структурных подразделений предприятия, которые заняты обеспечением процесса основного производства, например, ремонт собственных и арендованных основных средств, изготовление инструментов и т.п. Расходы второстепенных производств - это затраты тех структурных подразделений предприятия, которые непосредственно участвуют в производстве, но их продукция используется при их выполнении, например, бетонное и растворное производство в строительстве. 2. По отношению к себестоимости продукции (работ, услуг): - расходы на продукцию; - расходы периода. Расходы на продукцию - это затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции. Расходы периода - это затраты, которые не включаются в себестоимость производства, например, расходы общехозяйственные, сбытовые и другие.
3. По способам отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг): — прямые; - косвенные. Прямые расходы - это затраты, которые могут быть непосредственно включены в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг). Прямыми расходами на производство продукции являются: стоимость сырья и основных материалов, образующих основу производимой продукции; стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий: заработная плата, выплачиваемая рабочим; отчисления на социальные мероприятия; амортизация средств труда; потери от брака и другие. Прямые расходы полностью включаются в себестоимость производства. Косвенные расходы - это затраты, непосредственно не связанные с производством продукции (работами, услугами), например, расходы по управлению и обслуживанию процесса производства. К ним относятся: - расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления цехами, участками; начисления на социальные мероприятия аппарата управления цехами, участками; расходы на служебные командировки персонала цехов, участков и другие); - амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового) назначения; - расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, операционную аренду основных средств и других; - расходы на усовершенствование технологии и организации производства; - расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другое содержание производственных помещений; - расходы на обслуживание производственного процесса; расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей природной среды; прочие расходы (недостачи незавершенного производства; расходы по внутризаводскому перемещению предметов труда; оплата простоев и т.д.). В соответствии с делением расходов на прямые и косвенные структура производственной себестоимости представлена на рисунке 8.3. расходы на Оплату труда общепроизводственные постоянные распределенные расходы Минус-стоимость реализуемой сопутствующей продукции и использованной на предприятии прочие
Рисунок 8.3 - Структура расходов производственной себестоимости
Как показано на рисунке 8.3, косвенные расходы включаются как себестоимость производства, так и в себестоимость реализации. 4. По степени реагирования на изменение объемов производства расходы делятся на: - постоянные (условно постоянные); - переменные (условно переменные). Постоянные - это расходы, размер которых не изменяется, вследствие изменения объемов производства, например, расходы управленческой деятельности. Переменные - это расходы, величина которых изменяется в обшей сумме прямо пропорционально изменениям объема производства, например, оплата труда рабочих с соответствующими суммами отчислений на социальные мероприятия и т.п. В составе производственной себестоимости (как в прямых, так и в косвенных расходах) находятся расходы постоянные и переменные, с различной степенью реагирования (поведения) на изменение объемов производства. Постоянные расходы не изменяются только в размерах определенного диапазона (область релевантности). Если объем производства превысит релевантный диапазон, то постоянные расходы будут расти. Переменные расходы взаимосвязаны и прямо влияют на величину маржинального дохода. Маржинальный доход представляет разницу между ценой изделия и переменными затратами на его изготовление. Если рассматривать переменные и постоянные расходы по отношению к единице продукции, то удельный вес переменных расходов остается постоянным, а удельный вес постоянных расходов уменьшается при увеличении объемов выпуска продукции Зная свои издержки и добиваясь их минимального уровня, предприятие может с успехом вести конкурентную борьбу путем снижения цен. При определении доли постоянных и переменных расходов учитывается загрузка оборудования - уровень использования производственной мощности. Нормальная мощность ожидаемый средний объем деятельности, который может быть достигнут при условии обычной деятельности предприятия в течение нескольких лет или операционных циклов с учетом запланированного обслуживания производства. В качестве нормальной мощности рассматривается плановый объем производства. Нормальная мощность нужна для того, чтобы выделить из общепроизводственных расходов ту постоянную часть, которая включается в производственную себестоимость. Поскольку деление расходов на постоянные и переменные зависит от объема деятельности, то и нормальная мощность измеряется теми же показателями, что и объем деятельности. В практике используются такие измерители: - отработанные человеко-часы (трудоемкость); - прямые расходы на заработную плату основных работников (зарплатасмкость); - прямые материальные затраты (материалоемкость); - отработанные машино-часы; - объем выпуска продукции (работ, услуг) в натуральном или стоимостном выражении. В зависимости от выбора критерия распределения расходов производственная себестоимость отдельных изделий (заказов) может изменяться. При распределении общепроизводственных расходов на включаемые расходы и не включаемые в производственную себестоимость необходимо: - выделить прямые расходы из всей величины ОПР; - в косвенных ОПР определить условно-переменные и условно-постоянные части; - распределить условно-постоянную часть. Алгоритм распределения постоянных общепроизводственных расходов регламентирован нормами П(С)БУ 16 «Расходы». 5. По степени однородности:
- расходы простые (одноэлементные); - комплексные. Простые - это расходы, которые имеют однородное содержание, то есть состоят из одного шемента расходов, например, заработная плата, амортизационные отчисления. Комплексные - это расходы, включающие элементы расходов с различной экономической природой, например, расходы на ремонт основных средств, на хранение запасов и т.п. 6. По возможности контроля: - контролируемые; - неконтролируемые. 7. По принципам организации (управления): - планируемые расходы; - внеплановые расходы. Важным при организации учета расходов производства является установление перечня аналитических счетов производства и объектов калькуляции. Объект калькуляции - это те изделия, полуфабрикаты различной степени готовности, детали, узлы, работы и услуги, себестоимость которых должна быть определена. Аналитический учет внутри счетов производства, как правило, строится по объектам калькуляции, то есть видам изготавливаемых изделий, заказам, работам, услугам. При этом, текущий учет по объектам калькуляции возможен только в части прямых расходов. Текущий учет косвенных расходов осуществляется не по объектам калькуляции, а по местам их производства - цехам, подразделениям и т.п., с последующим условным распределением между объектами калькуляции. Перечень типовых статей калькуляции приводится в Рекомендациях № 47, № 81 и № 145 с учетом отраслевой специфики.
Методологические принципы формирования информации об процесса производства «Расходы» и Планом счетов № 291. Для отражения хозяйственных операций, которые приводят к возникновению расходов производства и формирования себестоимости производства предусмотрены активные счета: 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 24 «Брак в производстве». Характеристика счетов рассматривалась в подразделе 5.2. Аналитические счета расходов производства, открываемые к синтетическому счету 23 «Производство», как правило, совпадают с объектами калькуляции. Общая упрощенная схема учета операций процесса производства представлена на рисунке 8.5. Прямые расходы учитываются непосредственно на калькуляционном счете 23 «Производство» и на аналитических счетах объектов калькуляции (видам изделий, заказов и т.п.). Косвенные расходы производства в течение учетного периода учитываются на счете 91 «Общепроизводственные расходы». В конце периода косвенные ОПР распределяются между себестоимостью производства и себестоимостью реализованной продукции, а также между объектами калькуляции пропорционально установленной базе. Схема распределения общепроизводственных расходов показана на рисунке 8.4. Общепроизводственные расходы (счет 91 «Общепроизводственные расходы»)
Переменные Постоянные распределенные Постоянные нераспределсн н ые
А. Расходы на производство продукции (счет 23 «Производство») Себестоимость реализованной продукции (счет 90 «Себестоимость реализации»)
Рисунок 8.4 - Распределение переменных и постоянных общепроизводственных расходов
Аналитический учет непрямых расходов ведется в разрезе установленного перечня статей. Если в производстве был допущен брак (исправимый или неисправимый), то себестоимость брака, расходы по исправлению брака, суммы которые возмещаются виновниками брака, предварительно учитываются на счете 24 «Брак в производстве», а затем суммы потерь окончательного брака списывается на счет 23 «Производство».
Для определения окончательной суммы затрат производства из общей суммы затрат, учтенных по дебету счета 23 «Производство» необходимо исключить списания по кредиту счета 23: себестоимость возвращенных на склад материалов, отходов и другие. Окончательная сумма затрат производства используется при расчете себестоимости выпуска продукции. Схема записей на счете 23 «Производство» приведена на рисунке 8.5. f Счет k.i. I - 3
![]()
д
Д 8) 1<)
26 «Готовая продукция» 130 ООО I 080
Ск
6 487 820 Рисунок 8.5 Схема учета процесса производства
Рассмотрим учет хозяйственных операций процесса производства на примере 2. Пример 2. Предприятие «Фактор» производит два вида изделий: «П1» и «П2». За отчетный период} выпущено из производства и сдано на склад изделия «П1» - 220 шт., изделия «П2» -190 шт. На начало месяца у предприятия имеются остатки по аналитическим и синтетическим
За отчетный период на предприятии произошли следующие хозяйственные операции.
Операция 1. Израсходованы материалы по учетным ценам на следующие цели (грн):
на производство продукции 90 ООО в том числе: на изделие «П1» 40 000 на изделие «П2» 50 000 на усовершенствование технологии 600
Эта операция вызвала уменьшение материалов на складе и увеличение производственных Д91 «Общепроизводственные расходы» 600
Операция 2. Списываются транспортно-заготови к-льные расходы пропорционально стои- в том числе: на изделие «П1» 5 828 на изделие «П2» 7 285 на усовершенствование технологии 87
После списания суммы ТЗР, материалы будут включены в расходы на производство по фактической себестоимости приобретения. Бухгалтерская проводка будет такой: Д 23 «Производство» 13 113 Д 91 «Общепроизводственные расходы» 87
Операция 3. Начислена заработная плата персоналу (грн): в том числе: за изготовление изделия «П1» 5 000 за изготовление изделия «П2» 9 000 персоналу цехов 4 000
Эта хозяйственная операция вызвала увеличение прямых расходов производства и косвенных (ОПР), связанных с оплатой труда персонала общепроизводственного назначения и одновременно, увеличение обязательств перед рабочими и цеховым персоналом по оплате труда. Составляем бухгалтерскую проводку сложную (грн.): Д 23 «Производство» 14 000 Д91 «Общепроизводственные расходы» 4 000 К 661 «Расчеты по заработной плате» 18 000 Операция 4. Произведены отчисления на заработную плату (условно 40 %) в соответствии с законодательством (в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости), которые относятся на производство продукции, в том числе, на изделие «П1» - 2 ООО грн., изделие «П2» - 3 600 грн. и общепроизводственные расходы - 1 600 грн. Эта операция увеличивает прямые расходы производства и общепроизводственные с одновременным увеличением обязательств перед органами страхования. Бухгалтерская проводка (сложная) будет такой (грн.): Д23«Производство» 5 600 Д91 «Общепроизводственные расходы» I 600 к 65 «Расчеты по страхованию» 7 200
Операция 5. Начислена амортизация на основные средства общепроизводственного назначения в сумме 7 200 грн. Эта операция приведет к увеличению расходов общепроизводственных (косвенных) и увеличению износа основных средств, что приведет к уменьшению их остаточной стоимости. Составляется такая проводка (грн.): Д 91 «Общепроизводственные расходы» 200 к 131 «Износ основных средств» 200
Операция 6. Отражаются потери от неисправимого брака изделия «П1», установленного в производстве на сумму 800 грн. Эта операция вызывает увеличение себестоимости производства изделия «П1» (прочие прямые расходы) и уменьшение расходов на брак (закрытие счета 24 «Брак в производстве»). Составляется бухгалтерская проводка (грн.): Д 23 «Производство» 800 к 24 «Брак в производстве» 800
Решение задачи (пример 2) представим в системе аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Параллельно с синтетическими счетами сделаем записи и аналитических счетах к счет) 23 «Производство», а именно, счета 231 «Производство изделия III» и 232 «Производство изделия П 2». С целью сокращения примера схемы корреспондирующих счетов не приводятся.
231 «Производство 232 «Производство Для определения общей величины расходов производства в целом и по изделиям необходимо определить и добавить к прямым расходам общепроизводственные расходы, и распределить их между изделиями, которые были произведены за месяц. Если предположить, что предприятие достигло уровня нормальной мощности, то вся сумма общепроизводственных расходе» должна быть распределена между двумя изделиями. В нашем примере, общепроизводственные расходы распределяю гея пропорционально прямым расходам на заработную плату основных рабочих. Данные для составления расчета распределения ОПР возьмем из счетов 23 «Производство», аналитических счетов 231 и 232, а также счета 91 «Общепроизводственные расходы» и представим в таблице 8.3.
На основании данных ведомости распределения (таблица 8.3) формулируем хозяйственную операцию и отражаем на счетах бухгалтерского учета. Операция 7. Определяется, распределяется и списывается на расходы производства сумма общепроизводственных расходов (грн): Д 23 «Производство» 6 487 К 91 «Общепроизводственные расходы» 6 487
Общая сумма ОПР 6 487 грн. записывается в дебет синтетического счета 23 «Производство», а частные суммы записываются в аналитические счета 231 «Производство изделия П1»-2 318 грн., и 232 «Производство изделия П2» - 4 169 грн. В результате записи временный счет
91 «Общепроизводственные расходы» закрывается. На дебете счета 23 «Производство» будет отражена общая величина расходов производства, на аналитических счетах 231 и 232 величина расходов на производство, соответственно, изделия «П1» и «П2». Для решения задачи формирования себестоимости выпуска продукции, в целом и отдельных изделий, используются данные о выпуске готовой продукции из производства по плановой себестоимости, которую определяют вначале отчетного периода путем составления плановой калькуляции. В течение отчетного периода (месяца) готовую продукцию в текущем учете на аналитических и синтетических счетах отражают по плановой себестоимости, поскольку фактические затраты производства определяют лишь в конце периода. Операция 8. Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция по плановой себестоимости (грн): изделие «П1» 72 ООО изделие «П2» 72 ООО Всего: 130 000
Зга операция отражается в счетах так: Д 26 «Готовая продукция» 130 000 К 23 «Производство» 130 000
Фактическую себестоимость выпуска готовой продукции рассчитывают, используя способ метода калькулирования (см. подраздел 7.5). Для этого составляют калькуляцию каждого изделия на основании информации накопленной в счетах аналитического учета по наименованиям изделий. По каждому изделию, для разделения расходов между выпуском готовых изделий и незавершенным производством, рассчитывают сумму незавершенного производства, используя способ метода «инвентаризация». По данным инвентаризации в нашем примере 2, незавершенное производство имелось только по изделию «П2» в сумме 820 грн. Фактическую себестоимость выпуска готовой продукции рассчитывают по известной формуле (подраздел 7.5). По данным счета 23 «Производство» фактическая себестоимость составит 131 080 грн. (1 900 + 130 000 - 860). При сравнении фактической себестоимости выпуска готовой продукции (131 080 грн.) с её плановой себестоимостью (130 000 грн.), находим отклонение в сумме + 1 080 грн. (131 080 --130 000). Чтобы соблюсти принцип исторической (фактической) себестоимости, всю выпущенную готовую продукцию в течение месяца в оценке по плановой себестоимости необходимо довести до уровня фактической, то есть уменьшить или увеличить оценку. В нашем примере фактическая себестоимость превышает плановую себестоимость на 1 080 грн. В бухгалтерском учете делается дополнительная запись (см. подраздел 5.5) на основании сформулированной операции 9. Операция 9. Отражается сумма отклонения фактической себестоимости выпуска готовой продукции от плановой себестоимости на основании калькуляционного расчета на общую сумму 1 080 грн. По данным калькуляционных расчетов отклонение фактической себестоимости от плановой составит по изделию «П1» (-754 грн.), по изделию «П2» (+1 834 грн.), что соответствует общей сумме корректировки (+1 080 грн.) и записи на синтетических счетах 23 «Производство» и 26 «Готовая продукция». Корректировка оценки готовой продукции в бухгалтерском учете отражается проводкой (грн.):
Д 26 «Готовая продукция» К 23 «Производство» 1 080 1 080
На общую сумму 1 080 грн., в том числе (грн): изделие «П2» +1834
Таким образом, для корректировки оценки изделия «П1» в аналитическом счете 231 «Производство изделия «П1» мы воспользовались методом «красное сторно», а в аналитическом счете 232 «Производство изделия «П2» - методом дополнительной записи. д 261 «Изделие П2»
отклонение + 1 834 Фактическая себестоимость производства 73 834
Фактическая себестоимость одного изделия «П1» равна 260 грн. (57 246 грн./ 220 шт.), а изделия «П2» - 388 грн. (73 834 грн./190 шт.), и определяется делением суммы затрат по каждому виду изделий на количество изделий каждого вида. Информация о величине фактической себестоимости изделий используется для установления нижнего уровня цен на выпущенную продукцию, а также цены реализации продукции и прибыли.
8.3. Учет операций процесса реализации
В рыночной экономике процесс реализации приобретает первостепенное значение, поскольку предоставляет возможность удовлетворения потребности посредством обмена, спроса и предложения. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит объем производства. Процесс реализации является составной частью операционной основной деятельности, органической частью производственно-коммерческого цикла предприятия. Процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных средств и создание необходимых условий для следующего кругооборота. От выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его основных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и т.д. Несвоевременное поступление средств приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что, в конечном итоге, означает не только потери прибыли предприятия, но и перебои в работе. Поступившая выручка сразу же используется на оплату счетов поставщиков, сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и т. д. Из нее производится выплата заработной платы, перечисления налогов в бюджет, во внебюджетные фонды и т.д. Созданную на предприятии продукцию необходимо довести до конечного потребителя. Эту функцию выполняет сбытовая служба предприятия (отдел маркетинга и сбыта). Сбыт - это процесс систематического принятия решений в отношении физического перемещения и передачи прав собственности на продукцию (услугу) от производителя к потребителю, включая совершение сделок, хранение и транспортировку. Перед отделом сбыта и маркетинга стоят следующие задачи: - изучение сегментов рынка и планирование рекламы; - заключение договоров с потребителями или посредниками; - учет и контроль выполнения договоров; - разработка плана отгрузки продукции клиентам; - определение каналов сбыта; - организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки продукции клиенту; - стимулирование сбыта; - установление (регулирование) обратной связи с потребителями. Собрав соответствующую информацию и проведя анализ об уровне предстоящих затрат, отдел сбыта предприятия принимает решение о том, каким видом каналов сбыта воспользоваться. В сложившемся «многоканальном сбыте» не существует единственного и наилучшего канала реализации продукции. Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятие к поиску более совершенных методов сбыта.
Процесс реализации характеризуется объемом дохода бухгалтерского учета величиной расходов на сбыт и валовой прибылью, полученной процесса реализации как разница между чистым доходом и себестоимостью реализации. Исходя из цели процесса реализации, при организации бухгалтерского учета на предприятии ставятся задачи получения информации относительно: - общего объема дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), в целом и в структурном разрезе; - выполнения договорных обязательств покупателями и заказчиками и своевременного поступления денежных средств; - величины и сроков погашения обязательств, относящихся к объему реализации, налогов и сборов; - себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг) в целом и по отдельным видам; - финансовых результатов в целом по предприятию, а также по отдельным видам продукции (товаров, работ, услуг). Сущность промесса реализации, цель и задачи бухгалтерского учета предопределяю! мето-лологичеекие принципы формирования информации об операциях процесса реализации. Нормажвно-правовая база, регулирующая деятельность предирияшя по реализации и сбыту многообразна. Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о процессе реализации определены П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах», П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 16 «Расходы», а также Планом счетов № 291. Бухгалтерский учет операций процесса реализации и расходов на сбыт основывается на принципах бухгалтерского учета: осмотрительности, начисления и соответствия доходов и расходов, превалирование сущности над формой и др. Для учета хозяйственных операций процесса реализации используют счета: 26 «Готовая продукция», 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 64 «Расчеты по налогам и платежам».70 «Доходы от реализации». 79 «Финансовые результаты». 90 «Себестоимость реализации» и другие. Учет операций процесса реализации структурно включает три составляющие: учет доход (выручки) от реализации; учет себестоимости реализованной продукции; учет расходов на сбыт.
В бухгалтерском учете доходы от реализации признаются. поступления денег. Для отражения в бухгалтерском учете доходов необходимо, чтобы соблюдались следующие условия: предприятие передало покупателю существенный риск и ВЫГОДЫ, связанные с правом собственности на товар: предприятие не принимает дальнейшего участия в руководстве, связанном с владея нием. и не осуществляет эффективного контроля за реализованными товарами; сумма дохода можем быть достоверно оценена: вероятное получение предприятием экономических выгод, связанных с операцией; - расходы, которые были или будут понесены в связи с операцией, могут быть достоверно определены. Доходы и расходы, которые относятся к одним и тем же операциям или событиям, признанней одновременно. Доход не может быть признан, если расходы не подлежат достоверной оценке. Доход оценивается по справедливой стоимости Компенсации, которая бала получена, или подлежит получению. В доход не включаются суммы, которые получены от имени третьей стороны, налог на добавленную стоимость, пошлина, любые предоставленные скидки. В подразделе 3.5 отмечалось, что для составления финансовой отчетности определяют два показателя дохода от реализации: общий доход и чистый доход от реализации. В бухгалтерском учете для получения информации об общем и чистом доходе используют счет 70 «Доходы от реализации». При характеристики видов счетов (подраздел 5.2) было отмечено, что счет 70] «Доходы от реализации» относится к счетам пассивным, временным. По кредиту счета отражается сумма общего дохода вместе с суммой косвенных налогов, сборов, включенных в цену продажи, ПО дебету - ежемесячное отражение надлежащей суммы косвенных налогов, сборов (обязательных платежей) и ежемесячное (ежегодное) отнесение суммы чистого дохода на счет 79 «Финансовый результат». Взаимосвязь счета 70 «Доходы 01 реализации» с корреспондирующими счетами представлена на рисунке 8.6. Д 70 «Доходы от реализации» 641 «Расчеты ПО налогам 36 «Расчеты с покупателями
Налоговые обязательства перед бюджетом < ---------------- Д 704 «Вычеты из дохода» |^ Доход (выручка) от реализации
д
30 «Касса»
К Корректировка общего ()плата наличными
Д 79 «Финансовые результаты» К Д 79 «Финансовые результаты» |^
Прибыль 01 реализации Убыток от реализации
Рисунок 8.6 - Схема взаимосвязи счета 70 «Доходы от реализации» с корреспондирующими счетами
Как было отмечено в подразделе 3.4, к основным на сбыт. В свою очередь, себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (работ, ус-ir), которая была реализована в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных расходов. Таким образом, все расходы операционной деятельности можно разделить на расходы, включаемые в себестоимость реализованной продукции и не включаемые в неё:
Себестоимость.... Сверхнормативные 11рои зводственная I ^распределенные I
Расходы, связанные с операционной деятельностью, которые не включаются в себестои-иость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), делятся на административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. Из сказанного следует, что расходы операционной деятельности можно определить как: Расходы операционной деятельности Себестоимость = реализованной продукции + Административные расходы
+ Расходы на сбыт Прочие операционные расходы Для учета себестоимости реализованной продукции предназначен счет 90 «Себестоимость реализации» активный, временный. Расходы периода (операционной деятельности, но не включаемые в себестоимость реализованной продукции) учитываются на активных, временных счетах: 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт» и 94 «Прочие расходы операционной деятельности». Все перечисленные счета закрываются в конце периода, их дебетовые обороты переносятся в дебет счета 79 «Финансовые результаты» с помощью сложной заключительной бухгалтерской проводки: Д 79 «Финансовые результаты» К 90 «Себестоимость реализации» К 92 «Административные расходы» К 93 «Расходы на сбыт» К 94 «Прочие расходы операционной деятельности». Взаимосвязь счета 90 «Себестоимость реализации» с корреспондирующими счетами предел авлена на рисунке 8.7. Д 26 «Готовая продукция» К д 90 «Себестоимость реализации»
К Производственная себестоимость 91 «Общепроизводственные
Нераспределенные постоянные ОПР
23 «Производство» Сверхнормативные производственные расходы
->
— — Я — Я —
-(-о О 2 х о н ■ -> (U ю и О Списание себестоимости реализации на финансовые результаты
Д 79 «Финансовые результаты» |{
Списание доходов от реализации д 92 «Административные расходы»
Закрытие счета Списание расходов периода
Д 93 «Расходы на сбыт»
Закрытие счета
94 «Прочие операционные Д расходы»
К Закрытие счета
Рисунок 8.7 - Схема взаимосвязи с корреспондирующими счетами счета 90 «Себестоимость реализации»
Согласно П(С)БУ 16 «Расходы» расходы на сбыт коммерческих включаются в себестоимость готовой и реализованной (сбытовых) расходов продукции, а являются расходами периода. Расходы, связанные с процессом реализации (сбытовые издержки), делятся на: постоянные (издержки готовности к сбытовой деятельности), переменные (издержки сбытовой деятельности) и специальные (из-j держки специальных мероприятий).
Постоянные сбытовые расходы не зависят от объема сбыта в плановом периоде. К ним относятся: - заработная плана; - материальные издержки; - арендная плата; - затраты на энергию; издержки финансирования запасов (включая готовую продукцию, переданную на реализацию).
Переменные сбытовые расходы прямо связаны с продажей продукции и зависят от объема сбыта в плановом периоде. К ним относятся расходы на: - оформление заказов; - упаковку, пересылку и транспортировку; - командировочные расходы, комиссионные и другие.
Специальные сбытовые расходы - это расходы на проведение специальных мероприятий, они устанавливаются на плановый период твердой суммой. К ним относятся: расходы на рекламу; - стимулирование сбыта; издержки реализации специальных проектов (выпуск нового продукта).
Для синтетического учета расходов на сбыт Планом счетов № 291 предусмотрен счет 93 «Расходы на сбыт», активный, временный, счет расходов периода. По дебету счета отражается сумма признанных расходов на сбыт, по кредиту счета - списание расходов на счет 79 «Финансовые результаты» в конце отчетного периода. Общая схема учета расходов на сбыт представлена на рисунке 8.8. Процедура накапливания информации о расходах на счете «Расходы на сбыт» зависит от того, использует предприятие счета класса 8 «Затраты по элеме там» или не использует.
Если предприятие не использует счета класса 8 «Затраты по элементам», то счета учета ресурсов и расчетов корреспондируют по кредиту с дебетом счета 93 «Расходы на сбыт». Аналитический учет расходов на сбыт ведется в разрезе перечня статей расходов, установленных на предприятии. Типовая номенклатура статей расходов приведена в пункте 19 П(С)БУ 16 «Расходы».
Методология учета административных расходов и прочих операционных расходов, в принципе, аналогична учету расходов на сбыт. Счета учета ресурсов и расчетов Счета учета затрат по элементам
65 «Расчеты по страхованию»
к Д 82 «Отчисления на
К Счет 79 «Финансо- Д вые результаты» К 13 «Износ необоротных
84 «Прочие операци-
Рисунок 8.8 - Схема учета расходов на сбыт с использованием счетов класса I «Затраты по элементам»
Рассмотрим решение задач бухгалтерского учета по операциям процесса реализации на примере 3. Пример 3. Из примера 2 следует, что предприятие выпустило из производства два типа изделий: изделие «П1» и изделие «П2», которые реализованы с последующей оплатой покупателями.
Операция 1. Отгружены покупателю изделия (готовая продукция) по фактической себестоимости (грн): изделие «П1» 100 шт. х 260 грн. 26 000 изделие «П2» 80 шт. х 190 грн. 15 200 Всего 41 200
Составляем бухгалтерскую проводку: Д 90 «Себестоимость реализации» 41 200 К 26 «Готовая продукция» 41 200
Операция 2. Отражается возникшая дебиторская задолженность покупателя на основании предъявленного счета к получению по продажной цене (грн): изделие «П1» 100 шт. х 338 грн. 33 800 Налог на добавленную стоимость (20 %) изделие «III» 6 760 изделие «П2» _______________________________________________ 4 104 Всего к оплате 65 184
Операция 2 отражается двумя проводками (грн): 1. Д 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 65 184 Эта проводка характеризует возникшую дебиторскую задолженность и одновременно доход от реализации. Вместе с тем, у продавца (предприятия) появились обязательства перед бюджетом по перечислению ему суммы налога на добавленную стоимость. Составляется бухгалтерская проводка (грн): 2. Д 70 «Доход от реализации» 10 864 После этой записи по дебету счета 70 «Доход от реализации» уменьшилась сумма общего дохода. Оставшаяся сумма - это чистый доход от реализации, который остается предприятию, 54 320 грн. (65 184- 10 864).
Операция 3. Поступили и зачислены на текущий счет в банке деньги за реализованную К 36 «Расчеты с покупателя и заказчиками» 65 184 Реализуя продукцию предприятию необходимо знать экономическую выгоду от реализации в целом и по видам продукции (работам, услугам). Для этого к синтетическому счету 79 «Финансовые результаты» открывают аналитические счета: 791 «Финансовые результат от реализации изделий «П1» и 792 «Финансовые результат от реализации изделий «Г12», где сопоставляется чистый доход от реализации с себестоимостью реализации.
Операция 4. В конце месяца (периода) списывается фактическая себестоимость реализованных изделий. Составляется заключительная проводка на закрытие счета 90 «Себестоимость реализации» (грн): Д 79 «Финансовые результаты» 41 200 К 90 «Себестоимость реализации» 41 200 в том числе изделие «ГП» 26 000 изделие «П2» 15 200
Операция 5. Для сопоставления доходов с расходами списывается в конце периода сумма чистого дохода от реализации продукции. Составляется заключительная проводка на закрытие счета 70 «Доходы от реализации» (грн): Д 70 «Доходы от реализации» К 79 «Финансовые результаты» в том числе: 53 720 53 720 по изделию «П1» по изделию «112» ??
Занесем информацию в синтетические и аналитические счета и определим финансовые результаты от реализации изделия «П1»1 По информации счета 791 «Финансовые результаты» предприятие получило прибыль в сигме 3 120 грн., в том числе от реализации изделия «П I» 7 800 грн., а изделия «П 2» 5 320 грн.
Обобщенная схема учета операций процесса реализации представлена на рисунке 8.9.
Схемы корреспондирующих счетов не приводятся
26 «Готовая про-
90 «Себестоимость Д реализации» К Д
641 «Расчеты по налогам» ^ 70 «Доходы от реализации» 36 «Расчеты с поку- Си 131080 41200 4) < 65184 2) О 2) 65184
31 «Счета в банках»
К 4\ Ск прибыль • 13120
Рисунок 8.9 - Упрошенная схема учета операций процесса реализации Упражнения, контрольные вопросы и тесты
Упражнения для самостоятельной работы
Упражнение 1. Определите первоначальную стоимость (себестоимость) приобретенных вспомогательных материалов в целом и отдельных видов: «ВМ1» и «ВМ2». Предприятие «Ор-вис» приобрело у поставщика вспомогательные материалы по покупной стоимости на сумму 27 ООО грн., в том числе: «ВМ1» 1 200 шт. по 10 грн. за шт., «ВМ2» 300 шт. по 50 грн. за шт. В сумму счета поставщика включены расходы по доставке 400 грн. Кроме того, предприятие оплатило автотранспортной организации 90 грн. за перевозку, погрузку и разгрузку на склад. Пояснение. Поскольку одновременно были перевезены два вида материалов, то затраты по перевозке, погрузке и разгрузке необходимо разделить между «ВМ1» и «ВМ2». За основу распределения затрат возьмем массу (кг) перевезенного груза. Затем методом пропорционального деления определим часть ТЗР, которую следует добавить к покупной стоимости каждого вида материалов: «ВМ1» 1 200 шт. «ВМ2» 300 шт. ТЗР = (400 грн. + 90 грн.) = 490 грн. На 1 шт. материалов приходится ТЗР 0, 326 «рн. (490 грн./ 1 500 шт.) Первоначальная стоимость материалов составит: «ВМ 1»= 12 000 грн.+ 391, 2 грн. (1 200 шт. х 0, 326) = 12391, 2 грн. Себестоимость 1 шт. материала «ВМ1» = 10, 33 (12391, 2 грн./1200 шт.) Себестоимость 1 шт. материала «ВМ2» -?
Упражнение 2. При формировании уставного капитала ООО «Сириус», один из (участников) учредителей в качестве своей доли внес материалы справедливой стоимостью 10 000 грн. По согласованию с другими учредителями, стоимость материалов определена в сумме 9 000 грн.. Кроме того, для доведения материалов до необходимого качества потребовались дополнительные затраты на сумму 460 грн. Определите первоначальную стоимость (себестоимость) полученных материалов.
Упражнение 3. Определите производственную себестоимость заказов № 1 и № 2 на основании приведенных данных. Цех предприятия в течение отчетного периода выполнил два заказа. Стоимость материалов, заработная плата рабочих - станочников прямо относится на себестоимость конкретного заказа. Прямые расходы, включаемые в производственную себестои- мость, составили (грн.): - материальные расходы 120 000; - расходы на оплату труда 20 000; - прочие прямые расходы 12 000; - распределенные общепроизводственные расходы ______ 80 000. Итого расходов, 232 000 в том числе прямые расходы 152 000.
Показатели графы 7 равны произведению полученного по расчету норматива (0, 5 грн.) и соответствующих показателей графы 5. Показатели графы 9 равны сумме показателей соответ-ствующих граф 5 и 7. Аналогично делается расчет себестоимости производства заказов при распределении общепроизводственных расходов пропорционально прямым расходам на оплату груда.
Упражнение 4. Предприятие «Соло» производит два вида продукции «А» и «В». На начало
В течение месяца выпущено из производства готовой продукции по плановой себестоимости на сумму 45 000 грн., в том числе: продукция «А» - 15 000 гри., продукция - «В» 30 ООО; грн. В конце месяца определена фактическая себестоимость выпуска в сумме 46 000 грн., в том] числе: продукция «А» - 14 000 грн., продукция «В» - 32 000 грн. Определите фактическую себестоимость оставшейся на конец месяца готовой продукции в целом и отдельно продукции «А» и продукции «В». Пояснение. Информацию представьте в синтетическом счете 26 «Готовая продукция» и аналитических счетах 261 «Продукция «А», 262 «Продукция «В».
Упражнение 5. Определите нераспределенную прибыль предприятия «Вереск» на конец отчетного периода, используя следующие данные: выручка от реализации продукции но продажным ценам составила в сумме 96 ООО грн., себестоимость реализованной продукции 58 000 грн., расходы на сбыт 5 ООО грн., административные расходы 12 ООО грн., выручка от реализации комплектующих изделий 6 ООО Грн., себестоимость реализованных комплектующих 4 000 грн. Пояснение. При определении нераспределенной прибыли необходимо соблюдать последовательность определяемых показателей: чистый доход, валовая прибыль, прочий операционный доход, финансовый результат от операционной деятельности, налог на прибыль (по ставке 25%), чистая прибыль, нераспределенная прибыль на конец отчетного периода (нераспределенная прибыль на начало отчетного периода составила 2 000 грн.). Для решения задачи используйте необходимые счета и составьте необходимые заключительные проводки. В выручку от реализации по продажным ценам входит сумма НДС, которая вычитается при определении чистого дохода.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте процесс снабжения. 2. Определите цель процесса снабжения и его место в операционном цикле предприятия. 3. Какие основные операции совершаются в процессе снабжения? 4. Назовите задачи, которые решает бухгалтерский учет в управлении процессом снабжения. 5. Какие принципы необходимо соблюдать при учете операций процесса снабжения? 6. Назовите формулу определения первоначальной стоимости приобретенных за плату запасов. 7. Какие оценки применяются для определения первоначальной стоимости запасов в зависимости от способа их поступления на предприятие? 8. Назовите основные нормативно-правовые акты, определяющие методологические принципы формирования информации об операциях процесса снабжения. 9. Дайте характеристику счетов: 20 «Производственные запасы», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 64 «Расчеты по налогам и платежам», 31 «счета в банках». 10. Приведите схему учета операций процесса снабжения в системе счетов бухгалтерского учета. 11. Какие способы метода используют в текущем и итоговом учете операций процесса снабжения? 12. Охарактеризуйте процесс производства. 13. Определите цель процесса производства и его место в операционном цикле предприятия.
14. Какие основные операции совершаются в процессе производства? 15. Назовите задачи, которые решает бухгалтерский учет в управлении процессом производства? 16. Какие классификации расходов применяю гея при внутрихозяйственном учете операций производства? 17. Какие принципы необходимо соблюдать при учете процесса производства? 18. Назовите основные нормативные акты и методические рекомендации, определяющие методологические принципы формирования информации о последствиях хозяйственных операций процесса производства 19. Что принимается во внимание при построении системы учета расходов производства? 20. Какие расходы производства относятся к прямым и косвенным, к постоянным и переменным? 21. Какие процедуры учета необходимо выполнить при включении в себестоимость производства и реализации косвенных общепроизводственных расходов? 22. Охарактеризуйте термины «статья расходов», «объект учета», «объект калькуляции». 23. Дайте характеристику счетов: 23 «Производство», 24 «Брак в производстве», 26 «Готовая продукция», 91 «Общепроизводственные расходы». 24. Приведите схему учета операций процесса производства в системе счетов бухгалтерского учета. 25. Какие способы используют в текущем и итоговом учете операций процесса производства? 26. Охарактеризуйте процесс реализации. 27. Определите цель процесса реализации и его роль в кругообороте средств предприятия. 28. Раскройте термин «сбыт» и задачи отдела сбыта и маркетинга на предприятии. 29. Назовите задачи, которые решает бухгалтерский учет в управлении процессом реализации. 30. Какие принципы необходимо соблюдать при учете операций процесса реализации? 31. Какие возможные оценки готовой продукции используют в текущем учете и финансовой отчетности? 32. Назовите основные нормативно-правовые акты, определяющие методологические принципы формирования информации о последствиях хозяйственных операций процесса реализации. 33. Дайте характеристику счетов: 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70 «Доходы от реализации», 79 «Финансовые результаты», 90 «Себестоимость реализации». 34. Приведите общую схему учета операций процесса реализации в системе счетов бухгалтерскою учета. 35. Приведите схему учета расходов на сбыт. 36. Какие способы метода используют в текущем учете операций процесса реализации'.' Тесты Выберите правильный(е) ответы.
I. В основной операционной деятельности выделяют процессы: а) снабжения; б) отгрузки; в) реализации; г) переработки; д) производства.
2 Задачами процесса снабжения являются: а) обеспечение качества, объема и ассортимента заготовленных запасов; б) контроль, соблюдения сроков поставки материалов; в) заключение доюворов поставки с предприятиями; г) установление ценовой политики; д) все ответы верны.
3. Производственные запасы на предприятие могут поступать путем: а) изготовления самим предприятием; б) получения в аренду; в) приобретения за плату; г) обмен на другие активы; д) ваш вариант ответа.
|4. На каких основных принципах строится бухгалтерский учет операций процесса снабжения: а) исторической (фактической) себестоимости; б) осмотрительности; в) автономности; г) начисления; д) реальности? 5. Транспортно-заготовительные расходы - это: а) затраты на производство запасов; б) затраты на заготовку, погрузо-разгрузочные работы, транспортировку; в) расходы на уплату процентов за кредит; г) расходы на упаковку на складе.
I. Поступление производственных запасов приобретенных у поставщиков за плату отражается бухгалтерской проводкой: а) Д 20 «Производственные запасы» К 36 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»; б) Д 22 «Малоценные и быстро изнашивающие предметы» в) Д 25 «Полуфабрикаты» г) нет правильного ответа. 7. Оплата счета поставщика за поступившее топливо отражается бухгалтерской проводкой: а) Д 31 «Счета в банках» К 39 «Расходы будущих периодов»; б) Д 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в) Д 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» г) ваш вариант ответа. 8. Сумма налога на добавленную стоимость на поступившие производственные запасы, подлежащая возмещению из бюджета предприятию (налоговый кредит), отражается бухгалтерской проводкой: а) Д 64 «Расчеты
|