Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УТВЕРЖДАЮ. Проректор по образовательной политикеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология образования»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Психология подросткового возраста ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 36 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.
Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», 2013
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины – развитие профессиональной компетенции в области психологии подросткового возраст; изучение практических аспектов работы педагога-психолога с подростками; систематизация и углубление знаний студентов о психологических особенностях подросткового возраста, формирование умения подбирать, применять психодиагностический инструментарий, анализировать результаты, планировать направления психокоррекции. Задачи дисциплины: • сформировать умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой; • дать представления об организации процесса диагностики индивидуальных особенностей детей подросткового возраста и процесса коррекционной работы с ними; • развить умения проектировать диагностическую, просветительскую и консультационную работу с подростками; • сформировать умения и навыки теоретической методологической психологической оценки, направленной на понимание общепсихологических аспектов возрастного формирования личности подростков; • развить умения и навыки диагностики и оценки функциональных проявлений личности подростка в динамике; • изучить разносторонние, характерные для обширной психологической нормы, проявления и показатели возрастного развития личности подростков и типологические характерологические особенности и акцентуации характера; • способствовать профессиональному саморазвитию будущих специалистов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Психология подросткового возраста» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата. Данная дисциплина читается студентам на втором курсе в 4 семестре и базируется на дисциплине этого же цикла базовой его части «Психологии развития», реализуемой на первом курсе во 2 семестре, а также связана с дисциплиной базовой части Математического и естественнонаучного цикла «Анатомия и возрастная физиология» (первый курс, 2 семестр). Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека. Воспитательной целью данного курса является формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах. Место и роль дисциплины «Психология подросткового возраста» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.2. Из дисциплины «Общая психология»: Знания: теоретических и практических задач общей психологии; Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности. 2.3. Из дисциплины «Социальная психология»: Знания: теоретических и практических задач социальной психологии; Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Психология подросткового возраста» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»: · способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); · готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); · готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4); · готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11); · способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); · готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); · способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: Знать: - особенности строения психики и закономерности ее развития в период подросткового развития ребенка; - варианты и особенности развития подростка при различных видах дизонтогенеза; - основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе подростничества; Уметь: - взаимодействовать со сверстниками подросткового возраста; - использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности подростков; - применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей воспитанников; Владеть: - современными методами исследований в области возрастной психологии подростка; - конкретными методиками психолого-педагогической диагностики ребенка подросткового возраста - современными технологиями педагогической деятельности в контексте подготовки подростка к профессиональному и личностному самоопределению.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
* часов уже изучено и переаттестовано
Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3. Содержание дисциплины Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Психология подросткового возраста»
|