![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Ведущая деятельность – это вид деятельности: игровая, учебная, трудовая, – с которым на данном конкретном этапе онтогенеза связано возникновение и развитие важнейших психических новообразований, и формирование соответствующих деятельностных умений (Д.Б. Эльконин). Ведущие позиции в подростковом возрасте начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональным идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл. Наряду с этим, пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в какую-либо другую сферу, имеющую социальную значимость. Общественно-полезная деятельность является для подростка той областью, где он может реализовать свои возросшие возможности и стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых. «Подросток создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать», – пишет Д.И. Фельдштейн. Интимно-личностное общение со сверстниками имеет в подростковом возрасте ярко выраженный эмоционально-чувственный характер. Подростки стремятся к эмоциональной интимности со сверстниками, стремятся к чувственному, глубоко личностному принятию со стороны сверстников. Подростку присуща сильнейшая потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Оценки личности подростка со стороны ровесников, сверстников, – начинают приобретать для подростка большее значение, нежели чем оценки окружающих взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы сверстников. В подростковом возрасте имеет место явно выраженное стремление целиком и полно- стью разделять ценности референтной группы сверстников. Помимо этого, у подростка возникает большое беспокойство в том случае, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. Таким образом, в общении со сверстниками, проходящем, в подавляющем большинстве случаев в рамках какой-либо совместной деятельности, происходит усвоение подростком специфических социальных норм (например – правил определенной подростковой субкультуры), имеет место переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.
|