Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешние ограничения
Существенным внешним фактором, определяющим перспективы развития ИМЗ, является коррекция государственной стратегии развития оборонного комплекса и связанные с этим изменения в составе правительства. Весной 2004 года была пересмотрена созданная Ильей Клебановым модель управления российским ВПК, в результате чего упразднены все оборонные агентства, включая агентство по обычным вооружениям (РАВ), куда административно входило ФГУП «ИМЗ». На базе бывших оборонных агентств будет создано Федеральное агентство по промышленности (ФАП). Вопросами качества продукции займется специально созданная при Минобороны Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. С новыми структурами связывают надежды на повышение эффективности управления отечественным ВПК. Тем не менее до окончательного формирования аппарата управления, как обычно, пройдет еще какое-то время, и многие вопросы пока «провисают». Также настораживает неполная ясность по поводу дальнейших действий правительства, в том числе по персональным назначениям. Одним из следствий произведенных перестановок стал окончательный отказ от реализации программы создания в ВПК 50 интегрированных структур, провалившейся из-за саботажа руководителей оборонных предприятий [ж. «Эксперт №10, 2004, «Главная тема»] Это коснулось также и ИМЗ, поскольку планировалось его включение в вертикально интегрированную структуру, создаваемую на базе «Ижмаша» - «Стрелковое оружие и патроны». В этой же плоскости шла подготовка к акционированию предприятия. По мнению некоторых аналитиков [ж. «Эксперт №10, 2004, «Главная тема»], последние изменения в правительстве также подтверждают намерение России вступить в ВТО до окончания срока полномочий президента. Для ИМЗ это означает, в первую очередь, обострение конкурентной ситуации. В одном из интервью» Парфенов Н.П. высказал мнение, что России не надо бы торопиться со вступлением в ВТО (хотя и не надо бояться выходить на мировой рынок и пытаться конкурировать там, как делает сам ИМЗ). Целесообразно сначала определить отрасли, где российским производителям необходимо сохранить лидирующие позиции, например наука, космос и т. Д., И обособить их на время переходного периода. Достаточно интересно развивается ситуация на «законодательном пространстве» в части, непосредственно касающейся ИМ3. Оборот основной продукции ИМ3 подпадает под действие Федерального закона «Об оружии» от 13 ноября 1996 года. Положения закона регулируют, в частности, оборот гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, также боеприпасов и патронов. По мнению главного конструктора завода Дорфа А.У., принимавшего участие в разработке проекта', одним из основных дефектов действующего закона является его запретительный характер. Согласно закону, короткоствольное нарезное оружие (пистолет Макарова, Марголина, ПСМ) отнесено к боевым видам, в то время как в других странах оно относится к гражданскому оружию дпя самообороны. В результате наши производители лишены возможности экспортировать этот вид оружия, уступая рынок конкурентам, в том числе производящим пистолет Макарова по российской технологии. Также запрещен свободный оборот этого оружия внутри страны среди гражданского населения, что ограничивает рынок сбыта. Система лицензионных платежей по пневматическому оружию приводит к существенному росту внутренних розничных цен, что также лимитирует сбыт. Дорф А.У. оппонирует правоохранительным органам, настаивающим на сужении легального оборота оружия в целях усиления борьбы с преступностью, И приводит данные статистики, согласно которым 92% преступлений с применением оружия совершено с нелегальным, незарегистрированным оружием. По мнению представителей завода, совпадающему с мнением Союза российских оружейников, закон должен учитывать интересы российских производителей и защищать рынок от иностранных поставщиков. Одной из существенных побед производителей оружия, по мнению руководителя отдела стратегического планирования предприятия Порсева И.А., было включение в закон положений, разрешающих экспорт оружия только предприятиям, имеющим лицензию на его производство. В противном случае торговые посредники «обрушили» бы рынок. В настоящее время вопрос о легализации оборота огнестрельного нарезного оружия является остро дискуссионным на законодательном и общественном уровне, по этому поводу ведутся публичные дебаты на телевидении и в прессе. Не исключается как дальнейшая либерализация, так и ужесточение правил оборота оружия. Возможно, со временем будет предусмотрено расширение перечня гражданского оружия самообороны с правом ношения по лицензии, а также декларация права граждан отстаивать собственную безопасность с использованием огнестрельного оружия (строго определенного законом вида). При этом следовало бы ссылаться на опыт других стран, прежде всего США, Канады, также европейских стран (Дании, Германии, Швейцарии и пр.). и отметить взаимосвязь между разрешением ношения и применения оружия в целях самообороны и уровнем преступности в стране. Если такие изменения будут, то объем рынка пистолетов и револьверов в России, по оценке специалистов, очень быстро достигнет 1, 5 млрд. долларов США, что близко к емкости американского рынка. В дальнейшем рост рынка продолжится за счет расширения спектра потенциальных покупателей (от бизнесменов и госслужащих до обычных семей, решивших заняться своей безопасностью). Выгоды производителей и торговцев оружием очевидны, однако противодействие оказывают федеральные власти и правоохранительные органы. Комитет Госдумы по безопасности также считает легализацию оборота огнестрельного нарезного оружия преждевременной для России и полагает, что безопасность граждан должна обеспечиваться государственными органами, в случае принятия законопроекта прогнозирует рост числа преступлений. Комментарии топ-менеджеров, включая генерального директора и главного конструктора, по поводу ожидаемых изменений очень сдержанные. Естественно, как производители они понимают, что рынок надо расширять, но определенно не всеми способами. Например, в Европе законодательство, регулирующее оборот оружия, ужесточается. Надо ли нам идти по американскому варианту? Если мы говорим о самообороне, то достаточно неплохой альтернативой боевому огнестрельному оружию является современное травматическое оружие. Но опять же не все его виды. Так, например, оружие «Оса» Сергиево-Посадского завода весьма травмоопасно. Газовое оружие может быть опасно для тех, кто его применяет. Для использования электрошокеров необходимо вступить в контакт с преступником. ИМ3 гордится одной из своих последних разработок, в которой были учтены все недостатки предыдущих моделей травматического оружия, - пистолетом «Макарыч». Пистолет выпущен на базе пистолета Макарова, стреляет резиновыми пулями с очень высокой кучностью, создает ощущение психологической безопасности для владельца. Кстати, этот пистолет стал абсолютной сенсацией рынка в феврале 2004 года. Возможно, это некоторое преувеличение, но говорят, что в первый день продаж в Москве в оружейном магазине очередь сломала двери! В первые дни было продано 800 пистолетов. Существенной технической проблемой для производителей оружия является требование законодателей о предотвращении возможности переделки оружия для самообороны в боевое. Отмечается также, что регулированию оборота оружия пока свойственны типичные российские «болезни» - коррупция, «дырки» в законе, используемые посредниками, неравные «правила игры», бюрократические проволочки и злоупотребления. При этом количество проверяющих, разрешающих, лицензирующих органов, даже с учетом специфики оружейной продукции, превышает все разумные пределы. Как и многие российские экспортеры, ИМЗ сталкивается с проблемой «с трудом возвратного» НДС. Государственное предприятие с репутацией благонадежного экспортера фактически вынуждено выбивать эти суммы вплоть до судебных разбирательств. Косвенно это объясняется наличием налоговой задолженности. Естественно, такое положение дел осложняет ситуацию с оборотными средствами. В качестве большой неприятности от региональных законодателей экономисты ИМЗ ожидают введения нового налога на землю. С учетом площади, занимаемой заводом (92 га), этот налог будет весьма обременительным. Никаких льгот по оплате налога для государственных предприятий не предполагается. Возможности ИМЗ на внешнем рынке регулируются и ограничиваются действием законодательства стран – покупателей продукции, международными соглашениями. В частности, торговля с США подпадает под действие так называемого соглашения «Черномырдин – Гор» от 1996 года об ограничении российского экспорта на рынок США. Первоначально запрет на ввоз по этому соглашению распространялся на 100 видов российского оружия, в том числе пистолет Макарова и нарезное оружие Ижевского механического завода. Генеральный директор ИМЗ входил в состав делегации в качестве представителя РАВ, участвовавшей в обсуждении этой тематики с американской стороной. В переговорах удалось достичь определенного успеха, и список сократился до 26 наименований. Запрет снят, в том числе и с нарезных ружей. Но в списке остаются пистолеты. По мнению Парфенова НЛ., здесь сказываются уже не политические мотивы, а серьезнейшее давление, которое оказывают американские производители на конгресс с целью защиты своего рынка от высококонкурентного по соотношению «цена – качество» российского оружия.
|