Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надзор за исполнением и соблюдением прав и интересов инвалидов.
Прокурор проводит проверки в органах государственной власти субъектов, где прокурор устанавливает соответствие НПА, принимаемых органов федеральному законодательству и выясняет: 1.не ущемляются ли права инвалидов и детей-инвалидов; 2.устанавливаются ли дополнительные льготы для данных лиц, а также для семей, имеющих детей-инвалидов, для детей, у которых родители инвалиды. 3.включены ли в региональную базовую программу или гарантированы ли перечень обязательного медицинского страхования пункты о реабилитации инвалидов по специальным программам. В органах исполнительной власти и ОМСУ прокурор выясняет следующие вопросы: 1.законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту инвалидов и детей-инвалидов 2.соблюдается ли порядок направления граждан на медико-социальную экспертную комиссию и ее проведение 3.соответствуют ли данные о количестве инвалидов и детей-инвалидов, учтенных органами социальной защиты данным органом здравоохранения и образования. В учреждениях органов образования, здравоохранения, соц. защиты прокурор проверяет: 1.обеспечиваются ли инвалиды и их дети санаторно-курортным лечением и выплачиваются ли компенсации за неиспользованные путевки 2.исполняются ли требования закона об оказании бесплатной мед. помощи, в том числе специализированной и дорогостоящей 3.соблюдаются ли права инвалидов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета 4.реализуются ли права инвалидов на бесплатное получение лекарств, имеются ли факты отказа аптечными учреждениями в выдаче инвалидам бесплатных лекарственных средств На предприятиях и в территориальных органах занятости прокурор проверяет: 1.соблюдаются ли требования закона об обеспечении занятости инвалидов, о предоставлении минимального количества специальных рабочих мест и их резервирования по профессиям, наиболее подходящее для трудоустройства инвалидов, своевременно ли выплачиваются пособия 2.предоставляются ли установленные законом льготы женщинам, имеющим детей-инвалидов. ТЕМА: ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД 1.сущность данного ПН 2.задачи и основные направления надзора 3.полномочия ПН 4.организация ПН НПА: КРФ, ФЗ 1992, ФЗ «Об ОРД» от 12.08.1995 года (с посл. изм. от 10.07.2012 года), Закон «О государственной тайне», Указ Президента «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств», Указ Президента №1203 «Об утверждении сведений, отнесенных к гос. тайне», Постановление Правительства «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности», Инструкция о порядке предоставления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утверждена Приказами МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, Службы внешней разведки, ФСИН, ФСКН и МО. Данный приказ от 17.04.2004 года №368/185/164/481/32/184/97/147; Приказ ГП №207 от 21.12.2007 года (с изм. от 27.02.2009 года); Приказ ГП №84 от 07.05.2008 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». 1.Ведомственный контроль в силу закрытости и заинтересованности количественных показателей не всегда способствует выявлению нарушений закона, а судебный контроль осуществляется только при возникновении конкретных обстоятельств и не обладает постоянным характером наблюдением за ОРД. Государство закрепило ПН за ОРД. Выделение данной отрасли надзора обусловлено тем, что при осуществлении ОРД затрагиваются и, как правило, ограничиваются основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в КРФ. На сегодня в ФЗ «О прокуратуре» надзор за исполнением законов органами ОРД представляет собой элемент единой отрасли прокурорского надзора, которая называется «надзор за исполнением законов, органами осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание». Такое положение объясняется следующим: -тождественностью задач, решаемых поднадзорными органами -необходимостью тесного взаимодействия данных органов -использование результатов ОРМ при возбуждении уголовных дел и раскрытии и расследовании преступлений -органы ОРД и органы предварительного расследования в большинстве случаев действуют в рамках общих ведомств Прокурорский надзор за ОРД необходимо рассматривать как самостоятельное направление деятельности прокуратуры, что определяется следующей спецификой: -органы ОРД в отличие от органов предварительного расследования используют в своей деятельности как гласные, так и негласные методы -при осуществлении ОРД имеет место широкое использование конфиденциальных источников информации -имеет место негласное посягательство на жизненно важные права лиц, которые, как правило, не подозревают об этом и поэтому лишены возможности обжаловать незаконные действия и решения органов, осуществляющих ОРД Надзор за ОРД осуществляют исключительно ГП и уполномоченные прокуроры. Полномочия прокурора в данном направлении надзора не являются властно-распорядительными. 2. ОРД – вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями специально уполномоченных на то государственных органов, которые осуществляют свои полномочия посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Предмет надзора. Согласно ФЗ «О прокуратуре», предмет надзора составляют: 1.соблюдение прав и свобод человека и гражданина 2.соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях 3.выполнение ОРМ и проведение расследования 4.законность решений, принимаемых органами ОРД, дознания и следствия Из приведенного перечня элементов надзора исключает п.2, поскольку: 1.органы ОРД не относятся к органам, которые разрешают эти заявления 2.данный порядок регламентируется УПК В законе «Об ОРД» не предусмотрено разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. Это не является задачей ОРД и не является полномочием ОРД. Поэтому предмет надзора составляет 3 элемента. Объекты надзора: -оперативные подразделения ОВД, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, ФСИН и др. Пределы ПН: 1.сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы о штатных негласных сотрудниках органов ОРД, а также о лицах, оказывающие содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечение к уголовной ответственности 2.вопросы тактики, методики и средств осуществления ОРД в предмет надзора не входит, если не нарушены права и свободы человека и гражданина. 3.законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдения принципа добровольности сотрудничества в органами ОРД проверяется уполномоченным прокурором только при наличии жалобы гражданина. В ходе надзорных мероприятий в СВР и органе внешней разведки МО прокурором изучаются только те оперативно-служебные документы, которые заведены с обеспечением собственной безопасности. 4.оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ могут быть истребованы только в случае проведения проверок в порядке надзора в связи с поступлением в прокуратуру информации о нарушении этими органами закона. Необходимо давать письменные указания следователя, полномочия утратили властно-распорядительный характер. Однако такое положение не согласуется с нормами ст. 21 УПК РФ, где сказано, что уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель. Если следовать букве закона, то в первую очередь и в полном объеме уголовное преследование осуществляет прокурор, а наряду с ним следователь и дознаватель. В данной статье сказано, что прокурор, следователь и дознаватель от имени государства принимают меры по установлению события преступления и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Здесь возникает вопрос, каким образом прокурор может принимать меры по установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, если он лишен основных полномочий. В научной литературе неоднократно высказывается мнение, что сеодержание деятельности прокурора Предмет надзора: 1.соблюдение прав и свобод человека и гражданина, разрешения, заявления и сообщения о преступлениях 2.проведение расследования 3.законность решений, принимаемых ОД и следствия. Объекты надзора: 1.органы дознания (ОВД, ФССП, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов). 2.органы государственной противопожарной службы 3.пограничные органы ФСБ 4.ФСКН Надзор осуществляется удаленными от мест по уголовным делам по преступлениям, совершенных по месту нахождения партий и зимовок, глав дипломатических представительств по уголовным делам. Органы предварительного следствия. ПС производится следователями СК, следователями ОВД, следователями ФСКН, ФСБ. Начальник подразделения дознания, дознаватель, РСО. Задачи ПН вытекает из назначения уголовного судопроизводства: -защита прав и законных интересов лиц -защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод -уголовное преследование виновных лиц -отказ от уголовного преследования невиновных лиц
Направления надзора: ГП приказывает нижестоящим прокурорам проверять законность: -приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении -возбуждения УД -привлечения лиц в качестве обвиняемых -объективность, полнота, всесторонность предварительного следствия и дознания -законность приостановления ПС -законность составления обвинительного заключения и акта -обеспечения конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства
Полномочия прокуроров в отношении ОД и ПС: Согласно УПК, прокурор в ходе досудебного производства по уголовным делам имеет право: -проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении -имеет право выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или ОД для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений закона -надзор за законностью возбуждения уголовного дела и отказа в его возбуждении -имеет право требовать от ОД и СО Прокурор имеет право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, его производстве его процессуальных действий; -имеет право давать согласие дознавателю на возбуждение ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Прокурор имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора и дознавателя. Прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях, при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения, на производство которых необходимо разрешение суда, при этом участие прокурора в рассмотрении судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обязательно в независимости от того. Прокурор разрешает отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы, имеет право отстранять дознавателя от производства расследования. Имеет право изымать уд у ОД и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи Имеет право утверждать ОЗ или ОА Имеет право рассматривать жалобы на действия, бездействия и процессуальные решения Решает споры по посредственности Акты ПР в досудебном производстве по УП: -постановление -указание -требование -представление -согласие Соотношение полномочий прокурора и суда Полномочия суда подразделяются на 2 группы: -разрешительные полномочия -контрольные РП имеет место тогда, когда судом принимаются решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении в помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии проживающих лиц.
Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в стадии досудебного производства: -СК носит периодический характер, а прокурорский – постоянный. -СК осуществляется только по инициативе третьих лиц, ПН как по их инициативе, так и по инициативе прокурора -СК осуществляется только по особо важным вопросам, возникающим в ходе расследования и затрагивающее конституционные права и свободы -ПН осуществляется за всем предварительным расследованием в полном объеме (соотношение ПН, СК и ведомственного контроля)
|