Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика надзора и критерии законности правых актов.






Методика надзора законности правовых актов заключается в разработке рекомендаций правовых актов, издаваемых поднадзорными органами с целью определения их соответствия:

-надзор за законностью ПА федеральных министерств, представительных, законодательных и исполнительных органов власти субъектов, ОМСУ, органов военного управления, органов контроля осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях закона.

ГП приказывает нижестоящим прокурором:

- систематически знакомиться с протоколами заседаний вышеназванных органов

-принимать участие в таких заседаниях

-принимать непосредственное участие в правотворческом процессе (разработка законопроектов, подготовка заключений на законопроекты, выступление на заседаниях поднадзорных органов и т.д.)

 

Прокурорский надзор осуществляется посредством проведения проверок:

-сплошные (проверяется законность ПА, изданных поднадзорным органом за определенный период времени)

-целевые проверки (проверяются ПА, изданные по конкретному вопросу за определенный период времени).

-проверки исполнения законности конкретного правового акта

-комплексные проверки (законность ПА и его исполнение).

В случае выявления факта нарушения закона прокурор опротестовывает либо обращается в суд или АС.

Данные полномочия признано несоответствующим КРФ в той мере, в какой оно допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений законов противоречащими КРФ. Однако закон не исключает возможность для ГП обращаться в КС с запросом о проверке соответствия КРФ конституций (уставов) субъектов.

ГП ориентирует нижестоящих прокуроров на то, что в случае необходимости оспаривания незаконных положений конституций (уставов) субъектов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса в КС должен быть согласован с главным управлением или управлением ГП в федеральном округе и направлен в ГП.

Однако непосредственному обращению в ГП с таким запросом урегулирования в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта РФ с высшим должностным лицом субъекта и региональным парламентом.

В процессе прокурорских проверок прокурор должен оценивать ПА с точки зрения критериев:

-входит ли в компетенцию соответствующего органа такого ПА

-соответствует ли такой ПА федеральному законодательству и не противоречит ли КРФ

-соблюден ли порядок принятия ПА

-содержит ли ПА необходимые реквизиты (номер, дата принятия, соответствующие подписи и др.)

-не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий

-не ограничивает ли ПА права и свободы человека и гражданина и интересы ЮЛ

-не устанавливается ли ПА более широкие обязанности гражданам, чем это установлено ФЗ

Прокурор решает следующие вопросы:

-кто несет ответственность за издание незаконного ПА

-каковы причины принятия такого ПА

-каковые меры и требования прокурора по устранению нарушений закона

-каковы последствия принятия незаконного ПА

-какие органы и должностные лица вправе устранить нарушение закона

-какой акт прокурорского реагирования наиболее действинен в данном случае

 

Вопрос

Прокурорские проверки исполнения законов являются средством привидения прокурорских проверок. В данном направлении надзора проверки проводятся при наличии повода и основания.

В соотв. с требованием ГП, к числу общих источников информации о нарушении закона могут быть отнесены:

-заявления либо жалобы граждан

-обращения должностных лиц

-сообщения СМИ

-обобщение материалов уголовных, гражданских дел

-данные прокурорских проверок

-данные правоприменительной практики

-анализ статистики

-иные данные, содержащие достаточные сведения о нарушениях закона

 

Виды проверок:

-первичные

-контрольные

Целевые -

Комплексные проверки – проверяется исполнение нескольких законов в различной сфере.

Сквозные проверки – проверяется исполнение конкретного закона в нескольких объектах надзора.

К первичным проверкам относятся совместные проверки. Они проводятся работниками органов прокуратуры совместно с органами государственного контроля.

Контрольные – проверки, целью которых является определение полноты и качества предыдущей проверки, а также фактическое устранение ранее выявленных нарушений.

Результативность прокурорской проверки во многом зависит от 2 составляющих:

-от ее своевременности (то есть время проведения проверки должно быть максимально приближено ко времени совершения правонарушения).

- от ее полноты (то есть прокурор должен стремиться к выявлению всех нарушений закона всех виновных лиц, всех причин и условий, способствовавших нарушению закона и всех вредных последствий).

Этапы проверки:

-подготовительный. Здесь целенаправленно изучается необходимое законодательство. Прокурором определяются задачи проверки, лица, которые будут участвовать; определяются структурные подразделения поднадзорного объекта, определяется характер и последовательность проверочных действий; определяется перечень документов, с которыми предстоит ознакомиться прокурору. Прокурор знакомиться с материалами предыдущих аналогичных проверок в данном поднадзорном органе. Прокурор изучает методические рекомендации по проведению подобных проверок, которые разработаны работниками прокуратуры. Заканчивается этот этап составлением плана проверки.

-рабочий. Данный этап направлен на получение информации о фактах нарушения закона с целью их выявления и устранения. Реализуется рабочий этап посредством выполнения прокурором предоставленных ему законом полномочий по выявлению нарушений закона.

-заключительный. Заканчивается прокурорская проверка анализом ее результатов, которые разбираются совместно с руководителем поднадзорного органа. Прокурором указываются причины и условия, способствовавшие правонарушению, а также лица, виновные в совершении преступления. Оценка полученной информации оформляется в виде справки (если проверку проводил руководитель прокуратуры).

Решения прокурора, которые принимаются по итогам проверки, если имеются нарушения закона, реализуются в форме актов прокурорского реагирования.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал