Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика надзора и критерии законности правых актов.
Методика надзора законности правовых актов заключается в разработке рекомендаций правовых актов, издаваемых поднадзорными органами с целью определения их соответствия: -надзор за законностью ПА федеральных министерств, представительных, законодательных и исполнительных органов власти субъектов, ОМСУ, органов военного управления, органов контроля осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях закона. ГП приказывает нижестоящим прокурором: - систематически знакомиться с протоколами заседаний вышеназванных органов -принимать участие в таких заседаниях -принимать непосредственное участие в правотворческом процессе (разработка законопроектов, подготовка заключений на законопроекты, выступление на заседаниях поднадзорных органов и т.д.)
Прокурорский надзор осуществляется посредством проведения проверок: -сплошные (проверяется законность ПА, изданных поднадзорным органом за определенный период времени) -целевые проверки (проверяются ПА, изданные по конкретному вопросу за определенный период времени). -проверки исполнения законности конкретного правового акта -комплексные проверки (законность ПА и его исполнение). В случае выявления факта нарушения закона прокурор опротестовывает либо обращается в суд или АС. Данные полномочия признано несоответствующим КРФ в той мере, в какой оно допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений законов противоречащими КРФ. Однако закон не исключает возможность для ГП обращаться в КС с запросом о проверке соответствия КРФ конституций (уставов) субъектов. ГП ориентирует нижестоящих прокуроров на то, что в случае необходимости оспаривания незаконных положений конституций (уставов) субъектов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса в КС должен быть согласован с главным управлением или управлением ГП в федеральном округе и направлен в ГП. Однако непосредственному обращению в ГП с таким запросом урегулирования в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта РФ с высшим должностным лицом субъекта и региональным парламентом. В процессе прокурорских проверок прокурор должен оценивать ПА с точки зрения критериев: -входит ли в компетенцию соответствующего органа такого ПА -соответствует ли такой ПА федеральному законодательству и не противоречит ли КРФ -соблюден ли порядок принятия ПА -содержит ли ПА необходимые реквизиты (номер, дата принятия, соответствующие подписи и др.) -не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий -не ограничивает ли ПА права и свободы человека и гражданина и интересы ЮЛ -не устанавливается ли ПА более широкие обязанности гражданам, чем это установлено ФЗ Прокурор решает следующие вопросы: -кто несет ответственность за издание незаконного ПА -каковы причины принятия такого ПА -каковые меры и требования прокурора по устранению нарушений закона -каковы последствия принятия незаконного ПА -какие органы и должностные лица вправе устранить нарушение закона -какой акт прокурорского реагирования наиболее действинен в данном случае
Вопрос Прокурорские проверки исполнения законов являются средством привидения прокурорских проверок. В данном направлении надзора проверки проводятся при наличии повода и основания. В соотв. с требованием ГП, к числу общих источников информации о нарушении закона могут быть отнесены: -заявления либо жалобы граждан -обращения должностных лиц -сообщения СМИ -обобщение материалов уголовных, гражданских дел -данные прокурорских проверок -данные правоприменительной практики -анализ статистики -иные данные, содержащие достаточные сведения о нарушениях закона
Виды проверок: -первичные -контрольные Целевые - Комплексные проверки – проверяется исполнение нескольких законов в различной сфере. Сквозные проверки – проверяется исполнение конкретного закона в нескольких объектах надзора. К первичным проверкам относятся совместные проверки. Они проводятся работниками органов прокуратуры совместно с органами государственного контроля. Контрольные – проверки, целью которых является определение полноты и качества предыдущей проверки, а также фактическое устранение ранее выявленных нарушений. Результативность прокурорской проверки во многом зависит от 2 составляющих: -от ее своевременности (то есть время проведения проверки должно быть максимально приближено ко времени совершения правонарушения). - от ее полноты (то есть прокурор должен стремиться к выявлению всех нарушений закона всех виновных лиц, всех причин и условий, способствовавших нарушению закона и всех вредных последствий). Этапы проверки: -подготовительный. Здесь целенаправленно изучается необходимое законодательство. Прокурором определяются задачи проверки, лица, которые будут участвовать; определяются структурные подразделения поднадзорного объекта, определяется характер и последовательность проверочных действий; определяется перечень документов, с которыми предстоит ознакомиться прокурору. Прокурор знакомиться с материалами предыдущих аналогичных проверок в данном поднадзорном органе. Прокурор изучает методические рекомендации по проведению подобных проверок, которые разработаны работниками прокуратуры. Заканчивается этот этап составлением плана проверки. -рабочий. Данный этап направлен на получение информации о фактах нарушения закона с целью их выявления и устранения. Реализуется рабочий этап посредством выполнения прокурором предоставленных ему законом полномочий по выявлению нарушений закона. -заключительный. Заканчивается прокурорская проверка анализом ее результатов, которые разбираются совместно с руководителем поднадзорного органа. Прокурором указываются причины и условия, способствовавшие правонарушению, а также лица, виновные в совершении преступления. Оценка полученной информации оформляется в виде справки (если проверку проводил руководитель прокуратуры). Решения прокурора, которые принимаются по итогам проверки, если имеются нарушения закона, реализуются в форме актов прокурорского реагирования.
|