![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Системность современного мираСтр 1 из 39Следующая ⇒
Варжапетян Артемий Георгиевич «Качество и современная экономика» (Материалы к лекциям по курсу «Управление качеством»)
СПб
ГЛОССАРИЙ
1. Инжиниринг - применение научных принципов к проектированию и разработке машин, аппаратов, производственных процессов и методов их использования отдельно или в комбинации и прогнозу поведения перечисленного в специфических условиях эксплуатации при учёте функционального назначения и экономичности. Инжиниринг качества предусматривает всё вышесказанное применительно к задачам планирования, проектирования и менеджмента качества. 2. Информация - Общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между различными субъектами и объектами. 3. Качество - степень соответствия собственных характеристик объекта запросам и ожиданиям. Ранее в ГОСТ ИСО 8402-94 определение звучало следующим образом: “Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности ”. 4. Качество потребителя ( on –line quality) – качество, направленное на удовлетворение запросов заказчика (функции, свойства, цвет, дизайн и т. д.) после поступления на рынок. 5. Качество изготовителя (off - line quality) - качество, направленное на планирование и формирование характеристик и их значений с учётом особенностей проектируемой системы до поступления на рынок. 6. Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления, направленных на достижение поставленной цели. 7. Менеджмент качества - скоординированная деятельность по разработке политики и целей и достижению этих целей, которые должны быть измеряемыми, перспективными и достижимыми. 10. Продукция - результат процесса. 11. Процесс - система деятельности, использующая ресурсы для преобразования входа в выход. 12. Система - объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодействующих частей. 13. Системность - философская категория, связанная с цельным, гносеологическим представлением мира. 14. Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по проблемам сложных систем, опирающаяся на системный подход. Иногда используется как синоним системного подхода. 15. Системный подход - методология научного познания системности, связывающая целостность объекта и различных его связей в едином концептуальном описании. Тема 1. Системность современного мира 1.1 НТР ХХ1 века. Современный научно-технический прогресс уверенно продвигает человечество от постиндустриального к информационному сообществу. Проектирование систем управления - как технических, так и социально-управленческих и хозяйственных всё больше включает в себя методы системного подхода и средства информационных технологий. Развитие современного мирового сообщества не мыслится без использования самых совершенных форм производства, производственных отношений и эффективных методов менеджмента. Идеи реинжиниринга корпораций, выдвинутых М.Хаммером и Д.Чампи, предлагающих повсеместный отказ от идей А.Смита и переходу к новой системе производственных отношений, а также идеи инжиниринга качества представляют собой сплав методов, приводящих к успеху в современном конкурентном рыночном мире. Такие научные направления как, прогнозирование, системный анализ, принятие решений, компьютерное проектирование и моделирование, менеджмент качества не мыслятся без использования информационных технологий. Недаром лейтмотивом научно-технической революции ХХ1 века являются понятия: - «Информационные технологии - Менеджмент - Качество». Эти понятия основываются в первую очередь на системности представлений и использованию, в обязательном порядке, системного и процессного подходов. 1.2 Информационные технологии. Современные информационные технологии вторгаются во все сферы человеческой деятельности и позволяют интегрировать все этапы жизненного цикла любого процесса. Во всем мире активно используются методы CALS, CASE, IDEF, ERP – технологий[12]. Существует множество фирм, разрабатывающих интеллектуальные информационные системы и большое разнообразие программного обеспечения. Среди многообразия программного обеспечения следует отметить ПО фирмы Computer Associates (CA) AllFusion Modeling Suite которое находит широчайшее применение при решении задач менеджмента, проектирования и исследования систем. В состав AllFusion входят такие известные ПО как Bpwin, Erwin, поддерживающие технологии ИДЕФ 0 и ИДЕФ 3[8]. 1.3 Современные методы менеджмента. Современный бизнес и производство не мыслится без развития современных методов менеджмента. Командно-административная система ушла в прошлое и ей на смену пришло программное (проектное) управление, когда топ-менеджер из верховного владыки превращается в члена команды. Меняется и само производство, на западе бурно развивается идея “Lean production”. В последних публикациях широко распространена аббревиатура ЛИН или название «бережливое производство», хотя этот перевод не соответствует точному значению Lean production. Дадим определение этому понятию: - Lean production - высокотехнологичное, компьютеризированное, быстропереналаживаемое производство, позволяющее повысить качество при одновременном снижении всех издержек. Как только речь заходит об издержках, так сразу идеи бережливого производства начинают объединять с принципами метода «шести сигм». Метод шести сигм и его современное развитие DFSS (Design for six sigma) – проектирование на основе шести сигма стремительно развиваются на Западе. К сожалению, следует отметить, что в России идеи «бережливое производство+ шесть сигма» распространяются крайне медленно. Общие идеи метода шести сигм приведены ниже. Новые идеи менеджмента приводят к появлению идей ситуационного менеджмента (case mаnаgment) при управлении по горизонтали. Также отходят в прошлое идеи допускового контроля, переходя к проектированию на цель. Большинство успешных западных фирм активно используют идеи BSC (balanced score card) – cбалансированной системы показателей [7]. В нижеприведенной таблице 1 дано сравнение традиционного и современного производств по ряду параметров. Таблица 1. Сравнение производств
В истории человечества можно отметить три очевидных этапа производственных отношений: аграрный, индустриальный, информационный, приведших к такой хронологии типов производства: — ремесленное (кустарное) производство; — массовое производство; — бережливое производство; Если уходящую эпоху можно определить как «время массового производства», то новая — это «время бережливого производства». Новое время имеет особенности, среди которых выделяются: • Командная работа. · Интенсивный открытый обмен информацией. • Эффективное использование ресурсов и исключение потерь. • Непрерывное совершенствование. В таблице 2 приведены стадии развития общества и технические достижения полученные на разных стадиях
Таблица 2 Стадии развития общества
** Проблемы вышли за пределы эмпирических знаний человека В современном информационном мире возникли глобальные проблемы, выходящие за пределы эмпирических знаний человека. • В современной индустрии примером такой проблемы является высокий уровень аварий и катастроф из-за так называемого " человеческого фактора" и огромные финансовые потери промышленных предприятий из-за запоздалых, неправильных или неоптимальных действий инженерно-технического персонала этих предприятий в процессе обслуживания и эксплуатации производственного оборудования. • В современной экономике такой проблемой является неоптимальное решение всевозможных задач управления, возникающих в процессе функционирования предприятий, работающих в современной индустрии. • В современной медицине такой проблемой являются запоздалые, неправильные или неоптимальные действия врачебного персонала в процессе медицинского обслуживания пациентов. • В общественной сфере наиболее ярким примером такой проблемы является проблема мирного преодоления национальных конфликтов в отдельных странах мирового сообщества и преодоления глобального террора, представляющего реальную угрозу для гармоничного развития мирового сообщества. • В высшем образовании такой проблемой является отсутствие специалистов в области оптимального решения глобальных проблем современного постиндустриального мира. В таблице 3 приведены примерные этапы развития менеджмента. При этом необходимо иметь в виду, что само понятие менеджмента начинает размываться и сегодня все больше начинает входить в моду понятие кеучинга (coach инструктор, тренер, наставник, синоним - instruct, prompt, не путать с couch – вышивать, формулировать). В таблице указаны основоположники того или иного направления менеджмента. Чем дальше развивались идеи менеджмента, тем больше появлялось различных ответвлений, которые порой заводили в тупик. Поэтому в таблице приведен далеко не полный список основных идеологов различных этапов, преимуществ и недостатков этих этапов, а дается лишь общее представление об этой проблеме.
Таблица 3 Этапы менеджмента
Общая идеология управления состоит из ряда функций, представленных на рис.1, каждая из которых имеет иерархию подфункций. Рис.1 Основные этапы менеджмента Очевидно, что в современных условиях функции трансформируются, приобретают новые черты, теряя при этом какие то старые. Общую картину современного мирового рынка можно представить в виде неспокойного моря проблем, в котором находятся два континента: ВУК – всеобщее управление качеством (TQM), определяющее заинтересованность всех категорий: производителей, потребителей, общества в целом. Бережливое производство - (Lean production, Lean Thinking), меняющее сегодняшнюю идеологию производства. Между континентами движутся плавсредства - разного вида методы, инструменты, нормативные документы менеджмента, в том числе и управления качества. Развитие методов менеджмента качества представлено в таблице 4
Таблица 4. Этапы становления МК
|