Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития подвижных технических средств ремонта
Основу подвижных технических средств ремонта вооружения и техники составляют подвижные мастерские (машины). Необходимость их появления возникла в результате насыщений войск техническими средствами вооруженной борьбы. Подвижная мастерская (машина) - техническое средство, предназначенное для выполнение определенного вида работ по восстановлению вооружения я техники или их систем в полевых условиях личным составом ремонтных органов. Первые образцы подвижных технических средств ремонта были созданы в тридцатые годы. С тех пор они неоднократно подвергались модернизации и совершенствованию. Этапы развитии подвижных технических средств ремонта, технического обслуживания и эвакуации показаны в таблице № 1. В 1935 году в Академии механизации и моторизации Красной Армии были разработаны первые подвижные мастерские НМ-3 и ПМ-5-6 для ремонта автомобилей. На ремонтной базе №2 в Москве организуется их выпуск. В 1938 - I939 гг. был разработан комплект необходимого инструмента и приспособлений для ремонта танков Т-26 БТ-5 и БТ-7. Указанные мастерские стали дополнительно укомплектовываться этим оборудованием, им такие были присвоены новые наименования: " Демонтажно-монтажная мастерская ТРМ-1 (типа " А") и " Универсальная" мастерская ТРМ-Б (типа " Б") для производства сварочных, кузнечных, слесарно-механических, вулканизационных и грузоподъемных работ. Мастерские типа " А" и " Б" были смонтированы на базе автомобилей высокой проходимости (по тому времени) ГАЗ-AA и ЗИС-6 и находились на оснащении ремонтных подразделений и частей во время Великой Отечественной войны. Их использование выявило ряд низких производственно-технических показателей, что снижало эффективность системы ремонта. В связи с этим в первые после военные году были приняты меры по проектированию новых подвижных мастерских, в первую очередь для звено полк-дивизия. В 1949-1950 гг. были разработаны и начали поступать на оснащение ремонтных подразделений танкоремонтные мастерские первого послевоенного комплекса в составе: - демонтажно-монтажная мастерская ТРМ-А-49; - слесарно-механическая и газосварочная мастерскаяТРМ-В-49 - механическая мастерская ПММ; - электрогазосварочная мастерская ЭГСМ-49; - кузнечно-медницкая мастерская КММ; - мастерская по ремонту электрооборудования МЭРО-3; - мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики МТВО; - подвижная ремонтно-зарядная станция ПРЗС-3; Эти мастерские значительно отличались от мастерских военного времени. В качестве базы, было использовано шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Оборудование мастерских размещалось в унифицированном деревометаллическом кузове со средствами обогрева в зимнее время. Ряд мастерских (ТРМ-А, Б, ЭГСМ и ГРЗС) имели автономные силовые агрегаты, а МЭРО - силовой агрегат с приводом от двигателя шасси. Каждая мастерская была оснащена специализированным оборудованием и технологической оснасткой, обеспечивающими высококачественный ремонт бронетанковой техники и вооружения в полевых условиях. Опыт эксплуатации комплекса " 49" показал, что указанные мастерские наряду с перечисленными преимуществами имели и ряд недостатков, главными из которых являлись: - перегруженность мастерских; - слабая проходимость за танковыми колоннами - сравнительно невысокая производительность оборудований. В 1958 году был разработан переходный комплекс подвижных средств ремонта войскового звена, насчитывающий 9 типов подвижных мастерских. - использована база автомобиля ЗИЛ-157; - установлен облегченный цельнометаллический кузов с вытяжным вентилятором; - предусмотрено электроснабжение не только от внутреннего, но и внешнего источника; -установлены более совершенное оборудование, инструмент и принадлежности, позволяющие повысить производительность, работ и облегчить труд ремонтников. Дальнейший опыт эксплуатации подвижных мастерских выявил их существенный недостаток. Узкая специализация подвижных мастерских комплексов 1949 и 1958 гг. не в полной мере отвечала задаче быстрого восстановления поврежденных машин, так как даже при незначительных повреждениях танка к нему необходимо было подавать несколько мастерских или эвакуировать танк на опорный пункт. Кроме того, сокращение типов подвижных средств ремонте позволит уменьшить численность машин в тылах танковых частей и соединений что в условиях высокоманевренных боевых действий имеет большое значение. Эти соображения были реализованы в комплексе 1960 года насчитывающем 6 типов подвижных мастерских: ТРМ-A-60; ТРМ-Б-60; ЭГСМ-60; МЭРО-60; ПРЗС-60 и МТО-60. Сокращений типов мастерских произведено за счет совмещения функций, выполнявшихся несколькими мастерскими прежних выпусков, в одной. Изменения производили и в их устройстве. В частности реализована новая схема компоновки электросиловой установки: " двигатель шасси-коробка отбора мощности-силовой генератор", установлен более легкий, теплостойкий герметичный кузов КМ-157, установлены приборы дозиметрического контроля и оборудование для спецобработки мастерской, а также проведена механизация оборудования и технологической оснастки. До 1970 года изменения в комплексе мастерских образца 1960 года касались только технологического оборудования и оснастки. Подвергались модернизации комплекты универсальных приспособлений ЕКУП и специальных ключей ЕКСК в мастерской ТРМ-А-60. В мастерской ЭГСМ-60 включено оборудование для сварки сплавов алюминия и специальных сплавов в среде защитного газа. С 1967 года в состав комплекса введена новая мастерская МСТ на базе автомобиля ГАЗ-66, предназначенная для технического обслуживания и мелкого ремонта стабилизатора вооружения, навигационной аппаратуры и приборов ночного виденья. Начиная с 1970 года на оснащении ремонтных органов танковых и мотострелковых войск стали поступать подвижные танкоремонтные мастерские нового комплекса с индексом " 70". Основные отличия комплексов следующие: - использована база трехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131; - установлено более совершенное энергетическое и технологическое оборудование; - установлен модернизированный кузов КМ-157 (в дальнейшем КМ-131 или К-131) - разработаны и освоены производством ряд новых модификаций ремонтных мастерских узкоспециализированного профиля (ТРМ-А-172) и машин многоцелевого предназначения на бронированной базе МТО и БРЭМ. В состав комплекса 1970 года входят ремонтные мастерские ТРМ-ф-70 МРМ, ЭГСМ-70, мастерская по ремонту электрооборудования МЭС, ПРЗС-70, машина технической помощи МТП и МТП-2, а также бронированная ремонтно-эвакуацнонная машина БРЭМ-1. К числу новых модификаций ремонтных мастерских следует отнести: -узкоспециализированную (в основном для объекта 172 и частично об. 434 и БМП-1) демонтажно-монтажную мастерскую ТРМ-A-I72; - широкоуниверсальную по видам выполняемых работ (демонтажно-монтажные, слесарно-механические, сварочные, подзарядка аккумуляторных батарей) мастерские ТРМ-75 и ТРМ-А-80); - широкоуниверсальную мастерскую для ремонта электрооборудования МЭС, объединившую функции ранее выпускавшихся мастерских МЭРО и МСТ; - машины многоцелевого назначения (техническое обслуживание, ремонт, сварочные работы, эвакуация) на бронированной гусеничной базе -получила дальнейшее развитие унификация специальных мастерских для ремонта БТ и AT техники (МС-А, СРЗ-А, МРМ). В настоящее время комплексом, состоящим из 5 типов мастерских (TРM-80, СРЗ-А, МЭС, МС-А, МРМ) возможно выполнять все основные работы по войсковому ремонту БТВТ в полевых условиях. - Наряду с явными достоинствами существующего комплекса " 80" подвижных мастерских он обладает и рядом недостатков. Основными из них являются: - повышение проходимости транспортной базы мастерских для обеспечения движения в колонне боевых машин; - повышение защищенности от воздействия огневых средств противника для обеспечения выполнения ремонта в боевых порядках; - совершенствование технологического оборудования и оснастки мастерских, повышение их производительности и унификации. Устранение этих недостатков и является дальнейшими направлением развития комплексов подвижных средств ремонта. По современным взглядам на танкотехническое обеспечение боевых действий сухопутных войск наиболее перспективными подвижными ремонтными средствами тактического звена является многофункциональная БРЭМ на базе современного танка или другого объекта, которая объединяла бы в себе качества и возможности специальных машин ремонта и технического обслуживания, танкового тягача, мощной крановой установки и инженерной машины.
|