![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональные и карьерные характеристики
Карьера учителя на сегодня предполагает два вектора: либо расти по административной линии, либо совершенствоваться собственно в преподавательской работе. Выбор небогат, да и коридор узок: лишь один из 24—25 учителей когда-нибудь может стать директором школы. Горизонтальная карьера — освоение других учительских (или, шире, педагогических) специализаций — непопулярна и системой не поддерживается. Да и специализаций в нашей школе всего две: учитель-предметник и учитель начальных классов. Все остальное — дополнительные функции вроде классного руководства. Есть еще в школах, уже почти во всех, такая фигура, как психолог. Но эта позиция как одна из возможных педспециализаций для учителей школы не рассматривается, ее всегда занимает отдельный человек. В Финляндии, славящейся высоким качеством школьного образования, учительских специализаций как минимум шесть: помимо предметников и учителей начальной школы еще есть специальные учителя, работающие с детьми, у которых возникают трудности в учебе; консультанты, помогающие школьникам выстраивать их личное учебное движение (это своеобразные сталкеры учебного мира); есть ассистенты, помогающие учителю проводить занятия, и есть учителя — дублеры широкого профиля, страхующие учебный процесс от отмены занятий в случае болезни или командировки учителя. И по вертикали, и по горизонтали, таким образом, карьерные движения российского учителя сильно ограничены. И даже если школьный историк освоит пару-тройку разных методик преподавания, проектный режим работы и методы нейролингвистического программирования учебной мотивации, то рассчитывать он может максимум на повышение разряда, а на его карьере это никак не скажется — ив 25, и в 55 лет он так и будет преподавателем истории. Вменяемый директор школы, кстати, всегда стремится ввести побольше так называемого дополнительного образования (кружки, секции, мастерские, студии, клубы) и разнообразить формы обучения (игры, исследования, штудирование, дискуссии) не только для расширения и обогащения среды развития ребенка, но и потому, что это возможность для учителей наращивать арсенал педагогических средств, что, собственно, и есть повышение квалификации. Как директору при этом удается мотивировать и поощрять учителей — отдельный разговор. В целом же школьная система будто специально устроена так, чтобы не допустить появления выдающихся учителей. Этому способствует, например, сильная зарегламентированность работы, позволяющая инициативе пробиваться только «вопреки», а не «благодаря». Этому способствует искусственное выравнивание зарплат, приводящее к отсутствию соревновательного духа. Кстати, если региональные разработчики новых систем оплаты не позаботятся о том, чтобы появилась сильная дифференциация в зарплатах, то конструктивная конкурентность и не возникнет. Модель современной школы, как она понимается в развитых странах, в самом общем виде выглядит так: учить учиться и учить думать. Поэтому основные профессиональные характеристики современного учителя — рефлексивность и готовность к изменениям. Это поддерживается даже законодательно: французские учителя, например, не имеют права более пяти лет работать на одном месте. С этими характеристиками у нас совсем беда. Даже на техническом уровне: 40% учителей не умеют работать на компьютере, а из тех, кто умеет, половина не знает, как пользоваться интернетом. О степени мобильности, рефлексивности да и в целом о профессиональном самосознании свидетельствует низкая, как показало исследование ЦСИ, информированность учителей об изменениях в образовании. Люди просто не интересуются тем, что происходит в отрасли. Именно по этой причине за два последних года, когда о проблематике образования и возможных сценариях развития не высказался только ленивый, свое консолидированное мнение учителя так и не озвучили.
|