![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Приведенные требования были высказаны одним из классиков зарубежного менеджмента Ч
Отправным пунктом управления является постановка организационных целей/Применительно к организации Цель — это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - это часть комплексной науки управления. ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ: а) практика управления; б) развитие психологической науки; в) развитие социологии организаций. В психологии управления часто употребляется понятие " человеческий фактор" (huma№ factor). Понятие " человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п. Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина
Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда. Разумное использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотива-ционных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Примером тому может быть создание малых групп с учетом групповой сплоченности, группового единства и других важнейших социально-психологических феноменов. Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит. Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом. Когда говорится о менеджменте, то _ имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают: — высших управляющих; — менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции; — низовых управляющих (руководителей отделов и цехов). С. О'Доннел отмечали, что " управление — это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но также начальника цеха и командира роты" /6/. В этой связи становится понятым, что нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности. В. А. Розанова
Психологию управления называют " междисциплинарной" отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления. Известна взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, являются " рабочие группы", или " малые группы". Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп. 1.2. Эволюция управленческой мысли 20 — 30-е годы XX века считаются авангардными в развитии теории управления (менеджмента). А. Файоль был первым, кто отметил, что менеджмент насквозь пропитан психологией, и выделил психологические факторы повышения производительности труда, например такие, как власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, инициатива, корпоративный дух предприятия и др. Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина
Анализируя подробно вопросы управления предприятием, А. Файоль говорил: " Не невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным. И это питает вечную борьбу" /2/. Эти слова А. Файоль написал в 20-е годы, но они живут и сейчас и относятся не только к сфере управления каким-либо одним предприятием. Они стали универсальными там, где сталкиваются интересы людей, например в экономике, в политике. А. Файоль был убежден, что дисциплина является в числе других принципов очень важной частью управления. На этот счет он высказался таким образом: " Дисциплина составляет главную силу армий. Я, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровождался таким пояснением: " Дисциплина — это то, во что ее превращают начальники". Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо" /2/. Большое значение А. Файоль придавал также такому принципу, как единство руководства: " Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это — необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, — чудовище. Ему тяжело жить" /2/. Однако не следует смешивать единства руководства (один начальник, одна программа) с единством распорядительства (служащий получает распоряжение только от одного начальника). Единство руководства обеспечивается хорошей конституцией социального образования, единство же распорядительства зависит от надлежащего функционирования состава всего персонала" /2/. Благодаря А. Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла новая отрасль науки — " психология управления". В этот период времени соединились вместе социологический и психологический подходы в управлении. Это означало, что на смену деперсонифицированным отношениям в управлении пришли: учет В. А. Розанова
Выделение мотивационных факторов в процессе труда привело к тому, что человек перестал, считаться придатком машины. Взаимоотношение человека и машины приобрело личностный оттенок, приведший к пониманию того, что человек — это не машина, а управление машинами — это далеко не то, что управление людьми. Это был большой прогресс в осознании места и сущности человеческой деятельности в управлении. В 30-е годы теоретики менеджмента активно обращаются к мо-тивационным факторам трудовой деятельности человека. Большим достижением управленческой мысли было то, что на смену " экономическому человеку" пришел " социальный человек" благодаря развитию " школы человеческих отношений", автором которой считается Элтон Мэйо — австралийско-американский ученый (1880 — 1949 гг.), известный оппонент Ф. Тейлора. С позиций этой школы промышленная организация стала рассматриваться как определенный социальный организм, а люди, работающие в ней, — как члены этой социальной системы, носители мотивационных, личностных, индивидуально-психологических качеств. Развитие концепции " человеческих отношений" Э. Мэйо привело к тому, что, по свидетельству исследователя проблем менеджмента Д. Рена, было внесено много поправок в практику менеджмента /7/. Можно выделить некоторые из них: 1) увеличение внимания к социальным потребностям человека; 2) отказ от сверхспециализации труда; 3) отказ от необходимости иерархичности власти внутри органи 4) признание роли неформальных отношений между людьми внут 5) развитие методов изучения формальных и неформальных групп В 1938 г. два известных ученых США Э. Мэйо и Ч. Барнард совместно выдвинули концепцию " социального человека" вместо концепции " экономического человека", описанного авторами " школы научного управления". Однако, в отличие от Э. Мэйо, Ч. Барнадр ''использовал опыт активной личной работы на посту руководителя фирмы " Нью Джерси Бэлл телефон" /8, 9/. Часть!. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина
С позиций Ч. Барнарда, благодаря существованию неформальных групп в организациях формируются внутри формальной системы определенные установки, нормы и правила группового поведения. Ч. Барнард был одним из первых теоретиков деятельности организаций. Он считал мотивацию одним из главных факторов производства. Он также отметил, что сущность взаимоотношений человека и организации заключена в сотрудничестве /8/. Ч. Барнард сформулировал несколько принципов действия коммуникаций внутри организации. Они, в основном, касались формальных отношений. С его точки зрения, " каналы коммуникации должны быть четко заданы самой организационной структурой". Подобные принципы не затрагивали психологии людей /8/. Положительным в работе Ч. Барнарда было то, что он отнес человека к стратегическому фактору организации. Говоря о кооперативных системах в организации, Ч. Барнард отводил особую роль управляющим, к функциям которых он относил: © искусство принятия решений; © постановку целей на основе предвидения будущего; © четкое представление системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала; © роль управляющего в созидании организационной морали. Особую роль он отводил лидерству, считая его необходимой социальной сущностью, придающей значимость общей цели. По оценке Ч. Барнарда, именно цель создает стимул, делающий эффективными другие стимулы, вселяющий в субъективный аспект " бессмысленных решений" упорство в изменчивой среде, воодушевляя личное убеждение и создающее жизненное сплочение, без которого невозможна кооперация /8/. Наряду с Э. Мэйо и Ч. Барнардом, следует особо отметить несколько имен, которые признали концепцию " человеческих отношений". Ими были профессор Массачусетского университета Дуглас Мак Грегор, а аткже Д. Лайкерт из Мичиганского университета и К. Арджирис, работавший в Йельском университете /10, 11, 12/. В. А. Розанова
В 1960 г. Д. МакГрегор опубликовал книгу " Человеческая сторона предприятия". Он доказывал, что формирование менеджеров — это не следствие формальных усилий менеджмента в его саморазвитии, а в большей степени — это осознание менеджментом своих задач, своей политики и практики. Он говорил: " Успех менеджмента — не наверняка, но в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение" /10/. С точки зрения Д. МакГрегора (о его теории подробнее будет сказано в одной из следующих глав), на протяжении истории можно выделить два главных поворота, касающихся средств контроля за поведением людей в организации: 1) переход от физического насилия к опоре на формальную власть; 2) переход от формальной власти к лидерству. С его позиций, промышленность — это " экономический орган" общества, а его конечная цель — это служение общему благу. В ней отсутствует сверхъестественный источник власти, как нет и основы для жертвенности личных целей индивида нуждам организации /10/. Лидерством Д. МакГрегор называл определенное социальное отношение, имеющее несколько переменных: а) характеристика лидера, б) позиции и потребности его последователей, в) характеристики организации (такие, как цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению), г) социальная, экономическая и политическая среда. По поводу лидерства Д. МакГрегор говорил: " Лидерство не является качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных" /10/. Основное содержание концепции управления человеческими ресурсами не сводится только к увеличению степени личной удовлетворенности, как это было свойственно концепции " человеческих отношений". С точки зрения представителей группы " человеческих ресурсов", цель управления состоит в процессе совершенствования процесса принятия решений и эффективности контроля. Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельна^ научная дисциплина
В теории использования человеческих ресурсов менеджер должен в некоторой степени допускать участие подчиненных и в управленческом процессе, поскольку наиболее эффективные решения принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают. С позиций этой теории, моральный климат на предприятии, а также удовлетворенность работников трудом является продуктом творческого решения проблем с участием рабочих в управлении. Социально ответственный-менеджмент несовместим со " всеразрешающим менеджментом". В 1958 году Американская ассоциация управления опубликовала статью под названием " Десять заповедей успешной коммуникации", адресованную высшим должностным лицам компаний.
планирование, анализ, целеполагание, намерение и решимость, направленность получателя сообщений, v долгосрочная перспектива, соответствие действия полученной информации, умение слушать.
Управление с участием рабочих приобрело популярность. Представители школы " человеческих отношений" считали, что для подлинно демократической организации необходимо тесное взаимодеи-
|