Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические подходы к управлению






Существуют три основных подхода к управлению: систем­ный, ситуационный и процессный.

Главным методологическим подходом к управлению является сис­темный подход. С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диа­лектики взаимозависимости между различными свойствами /13/.

Четкое функционирование организации влияет на множество фак­торов, наиболее важными из которых являются психологические и социально-психологические феномены.

СИСТЕМА (system) — единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уни­кальные характеристики целого. Организации считаются откры­тыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Применительно к проблемам управления в системном подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

а) выделение объекта исследования;

б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях
подсистем;

в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой

они функционируют и обратного влияния системы на объек­ты подсистемы;

г) определение возможных путей совершенствования деятельно-

сти изучаемых подсистем.


Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Ситуационный подход

Другое его название — " конкретный подход". При его использо­вании руководители исходят из того, что конкретная ситуация явля­ется основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей сте­пени соответствует данной управленческой ситуации.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - концепция, согласно которой оп­тимальное решение есть функция факторов среды в самой орга­низации (внутренние переменные) и в окружающей среде (вне­шние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания опреде­ленных приемов. Данная концепция пригодна для более эффек­тивного достижения целей организации.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД. Этот подход основывается на концеп­ции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функ­ций управления, осуществляемая в результате выполнения свя­занных между собой действий.

1.4. Школы управления

По мере развития производства и научных исследований в обла­сти психологии, социальной психологии, социологии организаций появились как последователи, так и оппоненты Ф. У. Тейлора. В связи с наличием различных подходов к оценке управления как специфической человеческой деятельности обозначились так назы­ваемые " школы управления", которые, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в теорию управления /7/.

Основные школы управления

Школа научного управления (1885—1920 гг.)

1. Использование научного анализа для определения лучших спо-

собов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач

и обеспечения их обучения.


В. А. Розанова

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффек-
тивного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального
стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования от других видов работ.

Классическая школа управления (1920-1950 гг.)

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 гг.)

1. Применение приемов управления межличностными отношени-

ями для повышения степени удовлетворенности и производи­тельности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и
формированию организации таким образом, чтобы каждый ра­
ботник мог быть полностью использован в соответствии с его
потенциалом.

Школа науки управления (1930 г. - по настоящее время)

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем бла-

годаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов в помощь руководителям,
принимающим решения в сложных ситуациях.

Школа управления, или количественный подход (1950 г. - по настоящее время)

1. Вклад математики, статистики, инженерных наук и связанных

с ним областей знаний в управлении.

2. Формирование экономико-статистических методов в управлении.


Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Школа человеческих отношений по существу являлась психоло­гической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хо­роший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент в проводимых Э. Мэйо и его сотрудниками исследованиях делался на особенностях социального взаимодействия, мотивации, авторитета, власти, коммуникациях, лидерстве и др. явлениях.

Начиная с 60-х гг. психологический подход полностью охватил всю область управления организации.Основное внимание сосредо­точилось на методах использования межличностных отношений, т. е. на социально-психологических проблемах. Главная цель психологи­ческой школы заключалась в увеличении эффективности деятельнос­ти организации за счет активизации человеческого фактора.

Проблемы менеджмента получили серьезное развитие в работах известных американских, английских, немецких исследователей: Г. Минцберга, Ч. Барнарда, П. Друкера, Г. Саймона, С. Арджириса, Т. Питерса, Р. Уотермена, В. Зигерта, Л. Ланг, Дж. Грейсона мл., К. О'Делл, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса и др.

А. Файоль провел анализ работы предприятия с позиций руково­дителя. Он первым отметил, что управление определенным образом связано с действием психологических факторов. Выделив 14 прин­ципов управления, он особо выделил пять переменных, без которых не может быть нормального функционирования производства.

Что касается принципов менеджмента, то А. Файоль рассматри­вал их применительно к работе руководителя высшего звена управления.

Возникновение классической школы управления обычно связыва­ют с именем А. Файоля. Основная цель этого направления заключа­лась в формулировании общихиар! МШ! ЫМ1в Е^.о

-Основной вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, со­стоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

14 принципов управления (по А. Файолю)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал