![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические подходы к управлению
Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный. Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимозависимости между различными свойствами /13/. Четкое функционирование организации влияет на множество факторов, наиболее важными из которых являются психологические и социально-психологические феномены.
а) выделение объекта исследования; б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой они функционируют и обратного влияния системы на объекты подсистемы; г) определение возможных путей совершенствования деятельно- сти изучаемых подсистем.
Другое его название — " конкретный подход". При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.
По мере развития производства и научных исследований в области психологии, социальной психологии, социологии организаций появились как последователи, так и оппоненты Ф. У. Тейлора. В связи с наличием различных подходов к оценке управления как специфической человеческой деятельности обозначились так называемые " школы управления", которые, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в теорию управления /7/. Основные школы управления
1. Использование научного анализа для определения лучших спо- собов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач и обеспечения их обучения.
3. 4. Систематическое и правильное использование материального 5. Отделение планирования от других видов работ.
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
1. Применение приемов управления межличностными отношени- ями для повышения степени удовлетворенности и производительности. 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем бла- годаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов в помощь руководителям,
1. Вклад математики, статистики, инженерных наук и связанных с ним областей знаний в управлении. 2. Формирование экономико-статистических методов в управлении.
Начиная с 60-х гг. психологический подход полностью охватил всю область управления организации.Основное внимание сосредоточилось на методах использования межличностных отношений, т. е. на социально-психологических проблемах. Главная цель психологической школы заключалась в увеличении эффективности деятельности организации за счет активизации человеческого фактора. Проблемы менеджмента получили серьезное развитие в работах известных американских, английских, немецких исследователей: Г. Минцберга, Ч. Барнарда, П. Друкера, Г. Саймона, С. Арджириса, Т. Питерса, Р. Уотермена, В. Зигерта, Л. Ланг, Дж. Грейсона мл., К. О'Делл, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса и др. А. Файоль провел анализ работы предприятия с позиций руководителя. Он первым отметил, что управление определенным образом связано с действием психологических факторов. Выделив 14 принципов управления, он особо выделил пять переменных, без которых не может быть нормального функционирования производства. Что касается принципов менеджмента, то А. Файоль рассматривал их применительно к работе руководителя высшего звена управления. Возникновение классической школы управления обычно связывают с именем А. Файоля. Основная цель этого направления заключалась в формулировании общихиар! МШ! ЫМ1в Е^.о -Основной вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
|