![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. 3) последствиями успеха или неуспеха в решении управленческих ситуаций.
Руководители, как и подчиненные, имеющие положительную мотивацию к труду, хотят получить удовлетворение от работы. Можно выделить несколько факторов, определяющих эту удовлетворенность: 1. Осознание целей. 2. Достижение успехов в работе. 3. Уверенность в себе. 4. Положительная оценка своих возможностей. 5. Проявление интереса к работе. 6. Положительное отношение к работе. В Приложениях 1 и 2 к данной главе даются два теста, позволяющие: а) оценить эффективность деятельности менеджера; б) определить направленность его на задачу и людей. Резюме £ 1. Психология управления — самостоятельная междисциплинар Психология управления (менеджмент) является частью науки управления. Это — и теория и практика управления. 2. Психология управления изучает основные функции управле 3. Главным субъектом управления в организации является руко 4. Основные объекты управления — личность исполнителя, ма 5. Цель организации — достигнуть успеха в решении значимых 6. Управление — система скоординированных мероприятий, бла 7. Основными понятиями психологии управления являются: орга t Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина
а) группа людей, которые сознательно и добровольно объединя б) функция управления по координации деятельности ее отдель 9. Наиболее типичными для организаций являются институцио 10. В соответствии с имеющимися в организации уровнями 11. Содержание деятельности руководителей определено харак 12. Эффективность труда руководителей определяется опосредо Ключевые слова Управление (менеджмент) Система скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей. Организация а) Структура, в рамках которой ста- вятся и реализуются определенные цели. б) Одна из функций управления. Цель (цели) В организации — это конечные состо- яния или искомые результаты. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. Мотивация Система побудительных сил человека. Группа Два или более лица, взаимосвязанных между собой таким образом, что одна личность влияет на другую.
В. А. Розанова
Единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное характеристики целого. Подход к анализу явлений, когда они рассматриваются как система, не сводимая к своим элементам. Подход, утверждающий, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде. Подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, по которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций. Ситуация для анализа В секторе № 2 проектного учреждения " Гидроприбор" работали, в основном, инженеры соответствующего профиля: Их было 8 человек. Работали слаженно, успешно, работу свою любили. Руководителем их был О.С. И-в, кандидат технических наук. Многие решения в этой группе принимались коллективно, и всем это нравилось. Но случилось так, что их руководитель решил в поисках лучшей жизни уйти из учреждения. Сотрудники к этому событию отнеслись по-разному. Вскоре " сверху" был назначен новый руководитель сектора. Человек сравнительно молодой, подающий надежды на хорошее руководство и дальнейший профессиональный рост. Некоторое время сектор работал по инерции слаженно и дружно. Но наступил отчетный период, и нужно было составлять новые планы по усложненной тематике. Как и прежде, сотрудники сектора хотели внести свои предложения для постановки новых задач. Но не тут-то было. Новый руководитель дал понять, что работать они будут только по принятым им самим решениям. Каждому из Часть! Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина
а) прав ли новый руководитель по отношению к своим новым б) в чем состояла его основная ошибка? в) как бы поступили вы в данной ситуации, если бы оказались: — Вопросы для усвоения 1. Когда и кем были впервые сформулированы принципы управ- ленческого труда? 2. Что такое " школа управления"? 3. Кто является классиками менеджмента? 4. Какой вклад внес в менеджмент А. Файоль? 5. Кто первый выделил в менеджменте психологические пере- менные? 6. Чем известна " школа человеческих отношений"? 7. Кто является автором теории человеческих отношений? 8. Когда психологический подход был внедрен в область управ- ления? 9. Чем характеризуется деятельность руководителя? 10. Кем в организации ставятся цели и для чего? Какие бывают 11. По каким параметрам оценивается труд руководителя? 12. На что должен ориентироваться в своей деятельности ме 13. Каковы особенности содержания труда менеджера разных 14. Что такое " Решетка менеджмента"? Кто ее авторы? 15. Какой тип менеджера является наиболее эффективным? В. А. Розанова Вопросы для повторения и обсуждения 1. Когда возникло управление и с чем было связано его возник- новение? 2. Как соотносятся психология управления и другие психологи 3. Что является предметом психологии управления? 4. Когда возникла теория научного управления? 5. Кто был ее основателем? 6. Какие " школы управления" известны из курса психологии 7. Какие термины входят в понятийный аппарат психологии 8. Как развивался менеджмент? 9. Кто является основным субъектом управления?
10. Кто (что) является объектом (объектами) управления? 11. Что составляет содержание понятия " организация"? 12. Что такое " организационная цель"? 13. От чего зависят уровни управления? 14. Какой фактор имеет основополагающее значение для практи Литература 1. Тейлор Ф.У. Менеджмент/ Пер. с англ. — М.: Контроллинг, 1992. 2. ФайольА. Общее и промышленное управление / Пер. с франц. — М: 3. Зигерт В., ЛангЛ.. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. — М: 4. DrukerP. The New Society. № 9, 1962. 5. Розанова В.А. Психология управления. Ч. I и П. — М.: ЗАО " Бизнес- 6. КунцГ., О'Доннелл С. Управление. Системный и ситуационный анализ Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина 7. 8. Barnard G. Functions of the Exucutive. — Cambridge, Mass: Harvard 9. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilizatioon. — London,
10. McGregor D. The Professional Manager. № 9, 1967. 11. UkertR.. The Human Organization. № 9, 1976. 12. Argyris С Personality and Organizational Theory. — Harper, № 9, 1957. 13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Оснойы менеджмента / Пер. с
14. Walker I. Huma№ Resource Stratedy. — Me Graw Hill, № 9. 1992. 15. Tosi H., Rizzo I., Carroll S. Managing Organizational Behavior. Harper 16. Радутин А.А., РадугинКА. Введение в менеджмент. Социальные орга 17. Н. Mintzberg. The Hature of Managerial Work. — New York:
|