Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. Глава 2. Функции управления
Глава 2. Функции управления 2.1. Функция планирования 2.2. Функция организации 2.3. Функция мотивации 2.4. Функция контроля Краткое содержание главы 1. Функции управления являются общими для любых организа 2. При выполнении каждой функции управления решаются 3. Для управления организацией необходимо выполнение всех 4. Человеческий фактор является основным ресурсом органи Ключевые слова Планирование, организация, мотивация, контроль, стратегическое планирование, компетенция, полномочия. В. А. Розанова Глава 2. Функции управления Функция планирования В психологии управления выделяются следующие управленческие функции:, 1. Планирование. 2. Организация. 3. Мотивация. 4. Контроль. За каждой их них стоит сложная работа менеджера с людьми. 1. Функция планирования. Планирование (стратегическое) — это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу для всех управленческих функций. Другие функции управления: организация, мотивация и контроль ориентированы на выполнение стратегических планов /3/. Стратегические планирование — набор действий и решений руководства, приводящих к разработке специфических стратегий, направленных на помощь в достижении целей организации. Осознание организационных стратегий — определенная деятельность, предусматривающая постоянное развитие мышления менеджеров для выработки в дальнейшем более совершенных стратегических направлений и повышения профессионализма в управлении /1/. Наиболее существенным при планировании является выбор цели организации. Если организации имеют широкую разветвленную структуру, то для них необходимыми являются широко сформулированные цели. Для того чтобы цели способствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствовать ряду требований. Во-первых, они должны быть конкретными и измеримыми. Началом, выполнения функции планирования является, постановка целей. Эта функция управления имеет несколько этапов: 1. Выбор цели. 2. Определение исходных предпосылок для предстоящего при 3. Поиск и определение альтернатив для принятия решений. 4. Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся. 5. Исполнение плана /1/. Часть I. Глава 2. Функции управления При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения. В основе принятия таких решений лежит действие двух важных факторов: а) выбор самой лучшей альтернативы, б) учет возможностей исполнителей принимаемого решения /1/. Этими факторами определяется качество решения. Принятие решения исполнителями также является существенным фактором, влияющим на эффективность решения^Эффективное решение может быть выражено условно формулой: Эффективность решения = Качество решения х Принятие его исполнителями Выполнение одной из целей не должно мешать выполнению другой цели, что подтверждено практикой менеджмента. Планирование исключает выполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть нецеленаправленными и неадекватными поставленной цели. Об эффективности плана судят по размерам того вклада, который он вносит в осуществление целей и задач организации, за исключением нежелательных последствий, возникающих в некоторых случаях при формулировании его и выполнении. При осуществлении функции планирования учитываются следующие требования: 1. Устранить отрицательный эффект неопределенности и изме 2. Сосредоточить внимание на основных задачах этого этапа. 3. Составить бюджеты. 4. Облегчить контрольную функцию управления. При выполнении функции планирования реализуется принцип принятия обязательств, который рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных и др.). Для достижения целей организации требуется взаимодействие целого ряда факторов, как внутриорганизационных, так и психологических. Сложное соотношение их в процессе работы организации дает возможность получить положительный результат. Практи- В. А. Розанова ка зарубежного менеджмента показывает, что руководители достаточно успешно используют структурные (организационные) факторы, в то время как готовность применять психологические, связанные с действием человеческого фактора, остается низкой. Ниже приводим схему действия обоих видов факторов (см. рис. 1).
Эта функция управления включает выбор целей организации, а также определение политики, программ, действий и методов их достижения. По существу планирование обеспечивает основу принятия интегрированных решений. Р. Джонсон, Ф. Каст и Д. Розенцвейг считают, что планирование в предпринимательстве — это интегрирующая деятельность, направленная на достижение максимальной эффективности организации как системы в соответствии с ее целями /3/. В понятие плана, как определенного заранее направления действий входят три основных момента: Часть I. Глава 2. Функции управления 1. Ориентация на будущее. 2. Необходимое действие. 3. Элемент, указывающий на определенное лицо или организа ПРОЦЕССЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ НЕ ОТДЕЛИМЫ ДРУГ ОТ ДРУГА. Важным является то, что планирование — это основное средство, с помощью которого предприятие, как подсистема, может приспосабливаться к изменяющейся обстановке во внешней экономической среде. Именно планирование отличает социальную организацию от прочих открытых систем. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД к планированию требует от руководства признания, что способность к творческой деятельности не является чертой отдельной личности, ее можно приобрести, поскольку она во многом зависит от условий, существующих внутри самой организации. Значение четкого определения целей для последующего планирования состоит с том, что эти цели обеспечивают: 1) основу для единообразного и интегрированного планирования 2) предпосылки для последующего, более детального планирования; 3) основу для выполнения других функций управления; 4) основу для мотивации поведения людей, понимания ими зна 5) основу для четкого распределения ответственности и для децент 6) основу для координации различной, часто взаимопротиворечи В. А. Розанова 2.2 Функция организации В свое время А. Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: " Организовать предприятие — значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом" /6/. Если сравнивать управление и организацию, то можно отметить, что управление, как совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение определенной цели организации, является динамическим, т.е. изменяющимся процессом. Что касается организации, то это есть статика дела, или " анатомия" предприятия (по В.И. Терещенко). Причем управление и организация не существуют отдельно друг от друга. Самым распространенным организациями являются: предприятие, завод, фабрика, фирма, банк, концерн, акционерное общество, корпорация и др.
Пирамидальная структура организации, имеющая несколько уровней управления, имеет важную особенность: направленность сверху вниз. Все участники этой организации не имеют равных статусов. В условиях деятельности линейной организации имеет место сильная централизация власти. Основной принцип эффективной формальной организации — это наличие единства цели. Сотрудничество исполнителей в достижении поставленных целей является залогом эффективности работы организации. В отличие от формальной организации, неформальная организация — это стихийно созданная структура внутри формальной организации, основой создания которой являются эмоциональные и иные факторы. Ее отличает наличие осознанной общей цели деятельности и отсутствие формального лидера. По П. Друкеру, организационная деятельность — это процесс, посредством которого руководитель устраняет неразбериху, конфликты между людьми и создает внутриорганизаци-онную среду, пригодную для осуществления совместной деятельности /4/. Часть I. Глава 2. Функции управления
I Организация четким осуществлением деятельности как самим ме- как функция неджером (руководителем), так и его подчиненны- управления ми. Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы: а) учет руководителем своих возможностей (потенциальных и б) учет возможностей своих исполнителей; в) правильная расстановка персонала. Необходимым условием выполнения функции организации является правильное общение руководителя с исполнителями. Процессы управления и организации деятельности всего персонала и руководителей не могут существовать изолированно друг от друга, органически переплетаясь между собой. В каждой организации работа разделяется на составляющие части, поэтому для успешности ее работы необходима координация действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. По этой причине управление является важнейшей деятельностью в организации. Во всех организациях, за исключением малых, управление занимает очень много времени, и поэтому оно вычленяется в особый вид деятельности. J| Общее для всех организаций — это то, что они нуждаются в управлении. Большинство'сложных организаций имеют горизонтальное разделение тр^уда. \ / Классическим образцом горизонтального Горизонтальное г разделениятруда являются: производство, разделение труда ~, „
r FJ финансы и маркетинг. Это основные виды В. Л. Розанова щих специфические конкретные цели. Такие подразделения в большинстве случаев называют отделами, службами и т.п. Подразделения, как и сама организация, состоят из групп людей (чаще всего их называют " малыми" или " рабочими" группами). Их деятельность сознательно направляется и координируется для достижения общих целей организации. Большие и сложные организации состоят из более мелких, связанных между собой и включающих в себя неформальные группы, возникающие часто спонтанно на основе общности индивидуальных целей. Это — самая древняя, исторически впервые возникла в армиях
древних государств в связи с возможностью эффективно управлять ограниченным числом подчиненных. ЛСУ (линейная структура управления) строится по производственно-территориальному принципу единоначалия и полной компетенции. КОМПЕТЕНЦИЯ — это круг полномочий. ПОЛНОМОЧИЯ - это права и обязанности. В промышленном объединении этому соответствует структура производственных объектов по схеме: объединение — предприятие — цех — участок — бригада. Руководитель каждого объекта осуществляет единоличное руководство подчиненными. Сам он подчиняется руководителю вышестоящего уровня управления. Он обладает полномочиями в пределах своего объекта по всему комплексу управленческих функций.
Информация передается только сверху вниз по вертикали. Модель такой структуры представлена на рис. 2, где: I' — начальник, II и III — подчиненные одного уровня и начальники другого уровня, IV — подчиненные.
|