Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция мотивации
Сущность мотивации Третья функция управления — мотивация. Под мотивацией понимается система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению опреде- В. А. Розанова ■ ленной задачи. Это понятие используется для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на цель, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций. Как одна из ведущих функций управления, мотивация очень важна, поскольку решение всех задач, от которых зависит выполнение основной цели, определяется взаимосвязанной работой людей, участвующих в этом процессе. МОТИВАЦИЯ — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — все то, что человек считает ценным для себя. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа (достижение результатов, значимости, содержательности, самоуважения). ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - возникает не от работы, а задается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, признание, похвала, а также дополнительные выплаты. Основная задача менеджера — создание у работников внутрен-; них побуждений к активной трудовой деятельности. Основными; побуждениями являются: поддержание заинтересованности в тру-j де, потребность в активной деятельности, переживание удовлетво-] ренности от труда, а также положительной мотивации у всех рабо тающих. При выборе правильных решений руководители координир усилия персонала, учитывая потенциальные возможности людей, а также их побудительные силы, т.е. руководители проводят определенную работу по мотивированию и стимулированию работников. В практических целях следует четко различать понятия мотива и стимула. Часто их отождествляет, однако это разные по смыслу термины. МОТИВ — побуждение к выполнению определенной деятельности или поступков, в основе которых лежат потребности человека. Система мотивов образует мотивацию поведения человека. Мотивация выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл деятельности. Под моти вированием понимается обычно создание у исполнителей внут-П
Часть I. Глава 2. Функции управления ренних, т.е. психологических побуждений к трудовой деятельности. Чрезвычайно важными факторами при этом являются заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом, потребность в труде. В стимулировании, в отличие от мотивирования, речь идет о побуждении работников к труду с помощью внешних факторов. Ими обычно бывают: материальное и моральное стимулирование. Функция мотивирования в у правлении используется для учета последовательности поведенческих действий, с помощью которых реализуется управленческая цель, которая под влиянием определенных факторов может изменяться. • Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры, осуществляющие эту функцию, придерживаются схемы действий, представленной в табл. 4. Таблица 4 1. Знание самых существенных потребностей исполнителей. 2. Учет личностных особенностей исполнителей. 3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений. 4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется. 5. Учет межличностных отношений внутри группы. 6. Умение поощрять работников. 7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений. 8. Знание об отношении к труду у работников. 9. Доброжелательность в общении с подчиненными.
10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с испол 11. Уважение к подчиненным. 12. Знание себя и особенностей своего поведения. В Массачусетсом технологическом институте было проведено исследование более чем на трех тысячах человек, работавших на разных уровнях управления и занимавших разное положение. Ис- В. А. Розанова следование было начато в связи с тем, что часть квалифицированных специалистов стали терять мотивацию к своей работе. На основании проведенного исследования было выделено пять важнейших факторов, влияющих на мотивацию и удовлетворенность трудом /1/ (см. табл. 5). Таблица 5, Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом и мотивацию к труду (по данным американских исследователей) 1. Многообразие и неоднозначность требований, предъявляемых к специалистам и их мастерству. Важность соответствия требований и потенциала специалиста, способствующих его самовыражению. 2; Ясность содержания задачи и чувство отождествления с работой, являющееся активизирующим фактором. 3. Четкое представление о значении задачи для организации. Ощущение важности своей работы, что является центральным фактором индивидуальной мотивации специалиста. 4. Обратная связь: увеличение удовлетворенности работой вследствие положительной оценки от руководителя, коллег или подчиненных. Хорошее мнение других увеличивает мотивацию к работе. Чувство удовлетворенности работой снижается, если о ней ничего никто не говорит. 5. Сбалансированность власти и ответственности является важнейшим фактором, влияющим на удовлетворенность работой и повышающим мотивацию к труду. " Самодисциплина — это цена свободы". Сотрудники Р. Уотермена, проанализировав взятые у американских руководителей интервью, считают, что " мотивы — наша главная движущая сила". Приводится одна интересная притча, которую рассказал о различных мотивах человеческого поведения главный управляющий компанией " Порше" Питер Шутц: " Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались-то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: " Я дроблю камни", другой сказал: " Я зарабатываю себе на жизнь", третий ответил: " Я строю храм". Часть I. Глава 2. Функции управления Р. Уотермен ссылается на классическую книгу " Работа", ее автор Штудс Теркел писал, что каменщики — самые счастливые люди из тех, кто занят тяжелым физическим трудом. Оглядываясь на прожитые годы, они вспоминают построенные своими руками дома и понимают, что жизнь их прошла не зря /7, с. 314/.
|