Функция мотивации
Сущность мотивации
Третья функция управления — мотивация. Под мотивацией понимается система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению опреде-
В. А.
Розанова ■
ленной задачи. Это понятие используется для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на цель, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций.
Как одна из ведущих функций управления, мотивация очень важна, поскольку решение всех задач, от которых зависит выполнение основной цели, определяется взаимосвязанной работой людей, участвующих в этом процессе.
МОТИВАЦИЯ — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — все то, что человек считает ценным для себя.
ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа (достижение результатов, значимости, содержательности, самоуважения).
ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - возникает не от работы, а задается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, признание, похвала, а также дополнительные выплаты.
Основная задача менеджера — создание у работников внутрен-; них побуждений к активной трудовой деятельности. Основными; побуждениями являются: поддержание заинтересованности в тру-j де, потребность в активной деятельности, переживание удовлетво-] ренности от труда, а также положительной мотивации у всех рабо тающих.
При выборе правильных решений руководители координир усилия персонала, учитывая потенциальные возможности людей, а также их побудительные силы, т.е. руководители проводят определенную работу по мотивированию и стимулированию работников.
В практических целях следует четко различать понятия мотива и стимула. Часто их отождествляет, однако это разные по смыслу термины. МОТИВ — побуждение к выполнению определенной деятельности или поступков, в основе которых лежат потребности человека. Система мотивов образует мотивацию поведения человека.
Мотивация выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл деятельности. Под моти вированием понимается обычно создание у исполнителей внут-П
Часть I. Глава 2. Функции управления
ренних, т.е. психологических побуждений к трудовой деятельности. Чрезвычайно важными факторами при этом являются заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом, потребность в труде.
В стимулировании, в отличие от мотивирования, речь идет о побуждении работников к труду с помощью внешних факторов. Ими обычно бывают: материальное и моральное стимулирование.
Функция мотивирования в у правлении используется для учета последовательности поведенческих действий, с помощью которых реализуется управленческая цель, которая под влиянием определенных факторов может изменяться.
• Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры, осуществляющие эту функцию, придерживаются схемы действий, представленной в табл. 4.
Таблица 4
1. Знание самых существенных потребностей исполнителей.
2. Учет личностных особенностей исполнителей.
3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений.
4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется.
5. Учет межличностных отношений внутри группы.
6. Умение поощрять работников.
7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений.
8. Знание об отношении к труду у работников.
9. Доброжелательность в общении с подчиненными.
10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с испол нителями.
11. Уважение к подчиненным.
12. Знание себя и особенностей своего поведения.
В Массачусетсом технологическом институте было проведено исследование более чем на трех тысячах человек, работавших на разных уровнях управления и занимавших разное положение. Ис-
В. А. Розанова
следование было начато в связи с тем, что часть квалифицированных специалистов стали терять мотивацию к своей работе. На основании проведенного исследования было выделено пять важнейших факторов, влияющих на мотивацию и удовлетворенность трудом /1/ (см. табл. 5).
Таблица 5,
Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом и мотивацию к труду (по данным американских исследователей)
1. Многообразие и неоднозначность требований, предъявляемых к специалистам и их мастерству. Важность соответствия требований и потенциала специалиста, способствующих его самовыражению.
2; Ясность содержания задачи и чувство отождествления с работой, являющееся активизирующим фактором.
3. Четкое представление о значении задачи для организации. Ощущение важности своей работы, что является центральным фактором индивидуальной мотивации специалиста.
4. Обратная связь: увеличение удовлетворенности работой вследствие положительной оценки от руководителя, коллег или подчиненных. Хорошее мнение других увеличивает мотивацию к работе. Чувство удовлетворенности работой снижается, если о ней ничего никто не говорит.
5. Сбалансированность власти и ответственности является важнейшим фактором, влияющим на удовлетворенность работой и повышающим мотивацию к труду. " Самодисциплина — это цена свободы".
Сотрудники Р. Уотермена, проанализировав взятые у американских руководителей интервью, считают, что " мотивы — наша главная движущая сила". Приводится одна интересная притча, которую рассказал о различных мотивах человеческого поведения главный управляющий компанией " Порше" Питер Шутц: " Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались-то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: " Я дроблю камни", другой сказал: " Я зарабатываю себе на жизнь", третий ответил: " Я строю храм".
Часть I. Глава 2. Функции управления
Р. Уотермен ссылается на классическую книгу " Работа", ее автор Штудс Теркел писал, что каменщики — самые счастливые люди из тех, кто занят тяжелым физическим трудом. Оглядываясь на прожитые годы, они вспоминают построенные своими руками дома и понимают, что жизнь их прошла не зря /7, с. 314/.
|