![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управленческих функций руководителем (в условиях
функциональной организации)
Наличие у руководителей управленческих способностей. Ориентация на выполнение основных целей организации. Последовательность руководителей в своих решениях, действиях. Учет ситуаций и подбор нужного стиля управления. Внимание к личности исполнителя. Учет творческих возможностей подчиненных. Принятие ответственности за работу групп. Ориентация на выполнение перспективных задач организации. Делегирование полномочий своим подчиненным по текущим задачам работы группы. Последовательное принятие на себя роли организатора деятельности подчиненных. Уважение достоинства работника и внимание к его потребностям. Оказание поддержки и помощи работникам при необходимости. Проведение активной работы по предотвращению конфликтных ситуаций. ' ' Умение гасить деловые, межличностные и социально-ролевые
Матричная структура управления пред-; управления полагает двойное подчинение. Например, в конструкторском бюро организации сред- ства и полномочия по принятию решений передаются руководителю проекта (горизонталь), но в выполнении проекта участвуют различные специализированные подразделения (см. рис. 5). Преимущества матричной структуры управления: оптимальное использование резервов, а также легкость управления. Недостатки матричной системы управления: трудности финансового контроля, большая нагрузка на руководителей высшего звена управления.
Рис. 5. Матричная структура управления Стратегическим целям организации должна соответствовать организационная структура, которая могла бы соответствовать обеспечению эффективного взаимодействия с окружающей средой и достижению поставленных целей /1/. Ввиду изменения внешних и внутренних переменных организации ее структура не может оставаться неизменной. Большинство современных организаций используют бюрократические структуры управления. Функциональная структура организации является наиболее распространенной структурой бюрократии, поскольку внутри организации существуют различные подразделения, выполняющие специализированные функции. Бюрократия — от франц. слова — " господство канцелярии, бюро"; и от греческого — " сила, власть, господство". Основная сущность бюрократии заключается в главенстве формы над содержанием, в подчинении правил и задач функционирования организации целям сохранения ее (т.е. самой бюрократии). В. А. Розанова
--------------------- 1 1) существование служб, строго определяемых за- Принципы конами таким образом, что их функции четко разгра- оюрократии I HH4eHbIi как и власть принимать решения; 2) защита служащих в соответствии с их положением (например, 3) иерархия в выполнении функций, подразумевающая четкую 4) подбор кадров производится на конкурсной основе по про 5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной 6) право контроля со стороны администрации за работой подчи 7) возможность продвижения по службе на основе оценки по Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой является политический, моральный и идейный конформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Часть I. Глава 2. Функции управления
Формы бюрократии менялись в связи с изменениями социально-экономических форм устройства общества. Египет периода нового царства, китайские империи, Римская католическая церковь, европейские государства — все они имели свою бюрократию наподобие той, какая сохраняется на крупнейших современных предприятиях. В нашей же стране слова бюрократия и коррупция стали почти тождественны, и поэтому люди представляют бюрократию как один из главных бичей общественного развития, что совершенно неверно. Бюрократия представляет собой часть государства, без которого оно давно стало бы неуправляемым. Бюрократические структуры управления имеют преимущества, состоящие в четком разделении труда, иерархической сопод-чиненности работников и органов управления, упорядоченности системы стандартов и правил, определяющих функционирование организации. При этом не исключается профессиональный рост сотрудников и руководителей, базирующийся, на их компетенции /1/. Вместе с тем бюрократические структуры оказывают негативные воздействия на функционирование организаций. Они проявляются в жесткой форме поведения, затрудненности людей внутри самой организации, неспособности к инновациям и т.д. Масштабы этих проблем будут быстро расти, если организация столкнется с возрастающими изменениями окружающей среды и высокоразвитой технологической продукцией. Бюрократия ввиду своих особенностей активно препятствует полноценной работе руководителей по коммуникации с подчиненными, учету личностных особенностей сотрудников, делегированию им части полномочий руководства в решении текущих задач и т.п. Бюрократия не допускает, чтобы часть работы руководителя выполняли подчиненные, были ответственны за нее и имели бы часть полномочий от руководителей. Исследователь проблем управления У. Ньюмен выделил ряд причин, по которым руководители не хотят делиться со своими подчиненными полномочиями, а подчиненные, в свою очередь, не хотят брать на себя дополнительную ответственность. Эти данные представлены в таблицах 2 и 3 /10/.
этой ложной посылки. " Убив" время на выполнение задач, которые могли бы сделать подчиненные, руководитель по этой причине не может качественно выполнять другие, быть может, более важные задания. Разумнее было бы руководителю уделить больше внимания на планирование, мотивирование и контроль. Если не давать дополнительных полномочий работникам, они перестанут повышать свою ква-лификацию.
|