Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые проблемы работы журналистов в зоне проведения контртеррористической операции
Вопрос о правовом статусе журналистов, работающих в зоне проведения контртеррористической операции заслуживает особого рассмотрения. Согласно статьям закона РФ «О СМИ» журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение. (ч 1. ст. 47. п.7.). Таким образом, создаются условия с одной стороны для открытости конфликтогенных зон и ситуация, а с другой – для героизации экстремального поведения, в частности международного терроризма, сепаратизма и др. Поэтому сегодня все чаще возникает обеспокоенность международного сообщества по вопросу выработки рекомендаций для журналистов, освещающих подобные ситуации, угоны самолетов, захват заложников и другие проявления международного терроризма. Что касается России, то формально в контексте федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», федерального закона «О безопасности» ограничение свободы массовой информации выражается прежде всего в предварительной цензуре информации, освещающей события в зоне чрезвычайного положения, с правом временного ареста печатной продукции. На практике все эти меры дополняются системой специальной аккредитации. События в Чечне долгое время занимали главное место в информационной картине России. Общество обязано знать, что происходит, а власть обязана гарантировать доступ к этой информации. Во время первой чеченской войны существовало Временное положение об аккредитации и порядке работы представителей российских и иностранных СМИ при Территориальном управлении федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике. Оно не отменяло права журналистов, предусмотренные Законом о СМИ, однако подменяло их другими, особыми полномочиями. В документе предусматривалось, что аккредитованные журналисты вправе: пользоваться услугами мобильного информационного центра (связь, транспорт, сопровождение, организация встреч); находиться в зоне боевых действий, в расположении частей с видео-, фото- и прочей аппаратурой в сопровождении представителей соответствующих министерств и ведомств (МВД, ФСК, МЧС и пр); получать необходимую информацию у сотрудников пресс-служы Правительства РФ, в том числе на брифингах, конференциях; знакомиться с предназначенными для публикации материалами пресс-служб. В ходе второй чеченской войны федеральные власти сконструировали более сложный механизм информирования общественности. Распоряжением Правительства РФ от 1 октября 1999 года в целях оперативного освещения событий в регионах Северного Кавказа был образован Российский информационный центр. Работала в нем группа, сформированная из представителей МВД России, Минобороны России, ФСБ России, и ВГТРК. Фактическим руководителем государственной информационной политики в отношении событий в Чечне стал помощник Президента РФ С.В. Ястржембский, что не соответствует Федеральному законц «О борьбе с терроризмом», возлагающим такие функции на руководителя или специального представителя оперативного штаба по проведению контртеррористической операции. Правила аккредитации журналистов при аппарате Ястржембского – уникальны. Аккредитованным журналистам запрещалось самостоятельно передвигаться по Чеченской Республике и брать интервью у военнослужащих без разрешения представителей пресс-центров. Непосредственно в зоне проведения контртеррористической операции действовала дублирующая система аккредитации. Подобная схема – отчасти использовала опыт США, где еще в 1984 году была введена система журналистских пулов для освещения военных действий. Представители СМИ, попадающие в такие пулы при военном командовании группы, должны были дать обязательство соблюдать установленные в войсках правила и требования безопасности, не создавать помех выполнению боевых действий. Со своей стороны командование обязывалось оказывать помощь журналистам транспортом, средствами связи, охраной, обеспечивать условия для передачи подготовленных материалов в редакции. В ходе войны в Персидском заливе американская система журналистских пулов подверглась жесткой критике со стороны ряда СМИ как фактически ограничивающая доступ к информации и представляющая собой форму добровольной цензуры. Однако Си-Эн-Эн широко демонстрировала представленные иракскими информационными службами видеозаписи сбитых самолетов и пленных пилотов многонациональных сил, разбомбленных больниц, школ, жертв мирного населения. Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» 2001 года не оговаривает возможность введения цензуры, ограничения профессиональных прав журналистов, обязательной аккредитации. Напротив, в нем есть требование минимальной огласки «технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций».
(проверить, был ли он принят в итоге) Непосредственно журналистов касается лишь п.2. ст. 13 данного закона: «В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников СМИ регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом» (т.е. Законом о СМИ, который гарантирует допуск журналиста к получению и распространению информации ст. 47) Вопрос о том, какая информации о ситуации должна или не должна быть распространена журналистом решается не журналистом, а ответственным руководителем или специальным представителем оперативного штаба. Отчасти, права журналиста при этом ограничиваются. В ситуации, когда данное ответственное лицо не захочет отвечать на вопросы. Вправе ли в такой ситуации журналист искать другие источники информации? – Вправе, так как никакого запрета на поиск информации законом не предусматривается. В США такие действия как интервью с террористом и его публикации не влекут никаких правовых последствий. Однако 8 октября 2001 года телеканалы США показали последовательно и неоднократно выступления Дж. Буша и Усамы Бен Ладена. В этой ситуации власти США обратились в телекомпаниям с просьбой воздержаться от распространения выступлений главного подозреваемого по делу о террористическом нападении на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года. При этом они сослались не на опасность пропаганды терроризма, а на то, что в видеоряд или фонограмму выступления могут быть вкраплены тайные сигналы террориста своим единомышленникам во всем мире. Но даже эта просьба была воспринята американской прессой как посягательство на свободу СМИ, хотя и была учтена. Само по себе обнародование интервью с террористами не может считаться использованием СМИ для осуществления экстремистской деятельности. Об этом прямо говориться в решении Европейского Суда по правам человека по делу «Jersild против Дании» от 23 сентября 1994 года. Это дело, известное как «дело о зеленых куртках», возникло в результате того, что на журналиста датского телевидения Йерсильда был наложен штраф за якобы имевшую место пропаганду расизма в телевизионной передаче с участием нескольких экстремистов. В решении суда отмечается, что журналист начал программу с упоминания недавних выступлений в прессе по поводу расизма в Дании, приглашая тем самым зрителей смотреть передачу под этим углом. Далее он объявил, что цель данной передачи состоит в том, чтобы затронуть отдельные аспекты проблемы расизма путем показа ряда лиц, придерживающихся расистских взглядов, и описания их образа мыслей и социального происхождения. Последовавшие интервью выполнили эту задачу. Вот почему суд счел, что данный телевизионный сюжет «объективно не был похож на материал, цель которого состояла в пропаганде расистских взглядов и идей». Напротив, в нем очевидно проглядывалось стремление при помощи интервью выставить на всеобщее обозрение, проанализировать и объяснить поведение этой группы молодых людей, разочарованных и недовольных своим социальным положением, склонных к насилию и уже имеющих судимости. Таким образом, были затронуты специфические аспекты проблемы, которая уже тогда вызывала большую озабоченность. Суд подчеркнул, что «репортажи, основанные на интервью» - представляют собой одно из важнейших средств, при помощи которых пресса может играть свою исключительную роль «сторожевого пса общества». В то же время суд отметил, что «методы объективного и сбалансированного репортажа могут существенно варьироваться, в том числе в зависимости от особенностей того или иного СМИ. Ни данному суду, ни национальным судам не подобает подменять в этом вопросе своими собственными взглядами суждения прссы относительно того, к какой технике репортажа прибегнуть журналистам». В этом контексте суд напоминает, что ст. 10 Европейской Конвенции о правах человека защищает не только содержание выражаемых идей и информации, но и форму их передачи. Стр. 185 - … дополнение. + Этические принципы. Предлагаем Вашему вниманию " Советы журналистам, освещающим критические ситуации", рекомендованные Институтом Пойнтера, США (американский центр развития журналистики https://poynter.org/connect.htm).
Боб Стил
|