![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ макросреды.
Основная задача – определить и оценить основные показатели состояния и развития внешней среды, их перекрестное влияние и взаимодействие и выявить основные тенденции развития экономики и общества, которые будут существенно влиять на функционирование фирмы в планируемый период. Для этого широко используется метод PEST-анализа. Основные показатели, характеризующие внешнюю среду: 1. Политические факторы это вопрос о власти, который регулирует ключевые условия деятельности любой коммерческой организации. Факторы: Выборы, госвлияние в отрасли, госрегулирование конкуренции, антимонопольная политика, протекционистские законы, налоговая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, законы в области трудовой деятельности. 2. Экономические факторы – как формируются основные экономические ресурсы на уровне государства.. Факторы: Общеэконом.ситуация (цикл деловой активности, темпы ВНП), изменение учетной ставки (показатель, характеризующий денежное обращение), уровень инфляции, инвестиционная активность, уровень безработицы и новые рабочие места, энергообеспеченность, платежеспособный спрос населения. 3. Социально-культурные факторы, определяющие формирование потребительских предпочтений населения: демографические признаки населения, распределение доходов изменения в структуре доходов и расходов, социальная мобильность общества, изменение в стиле жизни, отношение к работе и отдыху, уровень образования, уровень потребления товаров и услуг. 4. Технологические факторы. Определяют скорость и качество развития производительных сил. На это влияют следующие показатели: государственные расходы на НИОКР (связаны с тактическими задачами), приоритеты правительства и промышленников на технологические разработки (связаны с долгосрочными планами); новые разработки и технологии в области механизации, робототизации, материаловедения; скорость передачи технологий, скорость ухода старой продукции с рынка.
Анализ специфической среды Основная задача – оценка инвестиционной привлекательности отрасли. Отраслевой анализ позволяет получить картину общего положения в отрасли, оценить рыночные позиции и стратегии ее ведущих компаний. Алгоритм проведения анализа состоит из двух этапов: 1. Оценка состояния отрасли и стадии ее развития в соответствии с циклом деловой активности. 2. Оценка уровня интенсивности конкуренции в отрасли
Оценка состояния отрасли. Для проведения анализа необходимо определить наиболее значимые для отрасли экономические характеристики. Они позволяют оценить степень зрелости отрасли. Ниже приведен ряд этих характеристик и их значимость для стратегического анализа.
Кроме текущего состояния важно определить возможные изменения, которые могут существенно повлиять на дальнейшее развитие отрасли. К таким движущим силам развития, например, относятся,: 1. Рост глобализации в отрасли 2. Изменения в структуре покупателей и способах и сферах использования товаров.(Эти сдвиги не должны быть упущены фирмой и требуют от нее внутренней перестройки) 3. Технологические изменения 4. Инновации в продуктах 5. Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация самих продуктов и их цены) 6. Вход или выход ведущих фирм в отрасли 7. Переход потребителей от стандартных товаров к дифференцированным 8. Влияние законодательных изменений 9. Изменение социальной, демографической обстановки, стиля жизни
Оценка конкуренции в отрасли Ключевое место в анализе инвестиционной привлекательности отрасли отводится изучению конкурентной борьбы, определению ее источников и оценке конкурентных сил. Направления конкурентного анализа: 1. Анализ структуры рынка 2. Анализ конкурентных сил, действующих на отрасль и внутри нее (модель М.Портера) 3. Оценка конкурентных позиций фирмы в отрасли
Анализ структуры рынка основан на понятии доля рынка. Доля рынка – это процент продаж товаров данного предприятия к общему объему продаж этого товара на рынке за определенный период времени. Фирма должна следить за величиной и качеством доли рынка. Если доля увеличивается, то увеличивается объем продаж фирмы. В среднем увеличение доли рынка на 10% приводи к увеличению прибыльности на инвестируемый капитал на 5%.
Результаты анализа структуры рынка оформляются в виде таблицы.
При этом конкурентные позиции обычно определяются как одна из четырех градаций: - Доминирует 60-70% объема продаж – фирмы-лидеры. - На второй позиции – фирмы основной конкурент лидера, стремящаяся занять его место. - Слабые осуществляют 10-20% и ниже общего объема продаж. - Прочие (объем продаж несущественный)
Для анализа конкурентных сил, действующих на отрасль и внутри нее используется модель движущих сил конкуренции М.Портера. Анализ конкуренции по Портеру основан на том, что способность реализовать фирме свое конкурентное преимущество зависит не только от прямой конкуренции, но и от потенциальных конкурентов. Именно пять сил формируют потенциал рентабельности рынка товара. Эти силы меняются от рынка к рынку.Оценка влияния каждой движущей силы на общей уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе бально-экспертной шкалы. Предлагаемая М.Портером модель конкуренции позволяет проанализировать рынок в двух аспектах: структуры рынка и рыночного поведения (то есть формируется позиция компании с точки зрения стратегии достижения своих целей и стратегических возможностей).
|