![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор стратегической альтернативы.
Выбор окончательного варианта стратегии осуществляется с учетом изменений тенденций во внешней среде фирмы и ее сильных и слабых сторон. Критерии выбора стратегических альтернатив: - ожидаемые выгоды - затраты (ресурсы) - величина риска при принятии той лил иной альтернативы - фактор времени (достаточно ли временем располагает фирма для реализации альтернативы)
Тема 5. Модели стратегического выбора ( на практике) Тема 6. Функциональные стратегии Разработка функциональных стратегий означает поиск правильного поведения в рамках заданной функции и базовой (корпоративной) стратегии. В различные периоды времени можно наблюдать изменение значимости функциональной деятельности фирмы. Так, в 60-е годы ведущим была маркетинговая деятельность, в 70-е – финансы и кадры, в 80-е – информационное обеспечение. Основные этапы для определения функциональной стратегии: 1. определить роль и конкретное содержание данной функции. 2. Уточнить как выполнение данной функции участвует развитии бизнеса. 3. Четко провести разграничение между функциями. 4. Согласовать деятельность исполнителей функций с корпоративной миссией, тем самым избежать узкофункционального подхода.
В идеале функциональное подразделение должно выполнять ту работу, с которой способно хорошо справляться и располагать продуманной функциональной стратегией, увязанной с корпоративной стратегией. Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии развития фирмы.
Стратегия маркетинга – детализация маркетинговой части стратегии. Её можно назвать одной из ведущих в системе функциональных. Она включает в себя совокупность направлений развития фирмы на рынке. Элементами маркетинговой стратегии являются: - товарная стратегия - стратегия ценообразования - стратегия товародвижения (сбыта) - стратегия продвижения.
Как правило маркетинговая стратегия разрабатывается по каждому сегменту рынка (товару). Однако акцент ставится на получение системного эффекта с точки зрения экономии затрат. Для разработки данного вида стратегии используются такие методы, как Матрица Бостонской Консалтинговой группы (матрица БКГ), матрица PIM, которые рассматривались в курсе маркетинга.
Финансовая стратегия. Финансы часто являются основным ограничением для масштаба и выбора направления деятельности фирмы. Поэтому разработка данной стратегии имеет особую важность для выбора базовой и разработки остальных функциональных стратегий. Одна из задач данной стратегии – определение направлений инвестиционной активности фирмыпоиска и привлечения внешних источников - без них эволюционное развитие. Структура определяется структурой источников финанасирования: - инвестиции, корпоративные финансы, лизинг. Опекрации с ЦБ, стратегические альянсы. Выделяют следующие компоненты финансовой стратегии: - структура предпринимательства, которая находит отражение в увеличении активов фирмы, в том числе финансовых ресурсов и рационализации их структуры. Важным моментом здесь является обеспечение ликвидности фирмы. - Структура накопления и потребления, которая заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и накопления, которое обеспечивает реализацию базовой стратегии. - Стратегия задолженности, определяющая основные элементы кредитного плана: сумму кредита, источник кредитования, график возвращения кредита. - Финансирование бизнес-стратегий и крупных программ, которая чаще всего включает решения по капитальным вложениям по таким направлениям, как социальные программы, рост и модернизация основных фондов, новое строительство, поглощения и приобретения и т.п.
Стратегия инновационная. Она позволяет поддерживать или наращивать конкурентный статус выпускаемой продукции. Возможно направление этой стратегии, связанное с защитой позиций фирмы на рынке путем поддержание жизненного цикла продукта (модернизация и т.п.). Другое направление обеспечивает разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста в форме НИОКР. Последние направление существенно зависит от специфики отрасли (скорости обновления продукции). К основным элементам стратегии НИОКР относятся: - Технологическое прогнозирование и планирование - Структура НИОКР (собственные исследования и/или покупка патентов, «ноу-хау») - Управление НИОКР Стратегия управления персонала – основана на структуре развития фирмы и организационных изменениях. Может сдерживать внедрение страгеии в других функциональных сферах управления и снижения в целом эффективность управления. Включает в себя: - определение потребности в кадрах, привлечение их и использование кадров; - стимулировании и сохранение кадров, их развитие, - высвобождение и организация информации о кадрах;
Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности фирмы в области выпуска продукции (оказания услуг). Важнейшие составляющие данной стратегии: - планирование производства и контроль - повышение производительности труда - затраты Тема 7. Приведение стратегии в соответствии с внешней средой и оценка ее эффективности
Полученную стратегию (которая представляет собой иерархическую системы стратегий всех бизнесов и функциональных служб фирмы, необходимо оценить на предмет: - внутренней согласованности и целостности. Это определяется балансом между целями и ресурсами; а также соответствием целей потенциалу и возможностям фирмы и конечным результатам, в первую очередь, прибыли. - совместимости с внешней средой (основное внимание – соответствие и удовлетворение потребительского спроса). Здесь возможно получение следующих вариантов: - Полное соответствие существующей стратегии новым условиям - Соответствие части базового компонента, и это требует корректировки стратегических альтернатив - Полный пересмотр стратегии
Кроме того условиями эффективной стратегии является соблюдение следующих условий (по работам Митцберга): 1. Важные, отчетливо сформулированные задачи. Все ли предпринимаемые усилия направлены на выполнение важных, конкретных и в целом достижимых целей? Отдельные задачи тех или иных структурных единиц могут изменяться в разгар кампании, но общие стратегические цели для всех подразделений должны оставаться в достаточной мере ясными для того, чтобы обеспечить непрерывность и преемственность тактического выбора на всем временном горизонте реализации стратегии. 2. Концентрация. Гарантирует ли стратегия, что все силы организации будут для получения нужного результата сконцентрированы в необходимый момент и в нужном месте? Позволяет ли она точно определить, в чем именно заключаются ваши основные преимущества по отношению к противникам, т.е. по каким критическим параметрам вы явно обходите своих конкурентов? Подлинное стратегическое мастерство состоит в том, чтобы достичь наибольших результатов наименьшими усилиями. Именно в этом заключается залог успеха (и прибыли) в борьбе с конкурентами... 3. Гибкость. Имеет ли ваша стратегия достаточный внутренний запас ресурса прочности для обеспечения свободы маневра и гибкости системы? Предусмотренная внутри системы свобода маневра и возможности резервирования позволяют достичь значительных результатов при минимальных ресурсах, что и лежит в основе вашего превосходства над противником. При гибкой и сконцентрированной политике они позволяют стратегу использовать одни и те же ресурсы для своевременного завоевания желаемых позиций. Они также вынуждают менее гибкого противника задействовать значительные ресурсы для обороны своих позиций, в то время как вы используете лишь минимальные. 4. Скоординированное и ответственное руководство. Предусматривает ли ваша стратегия ответственное и преданное общему делу руководство по отношению ко всем главным целям?...[Руководители] должны быть подобраны и мотивированы таким образом, чтобы их собственные интересы и ценности соответствовали возлагаемой на них роли. Для успешной реализации стратегии требуется не только принимать обязательства, но и выполнять их. 5. Поддержка инициативы. Оставляет ли избранная стратегия простор для самостоятельных действий и решений? Она определяет ход событий или же является реакцией на внешние обстоятельства? Длительное нахождение в положении исключительно " ответчика" отнимает у вас покой, ухудшает ваше моральное состояние и лишает вас временных преимуществ и фактора неожиданности по отношению к противнику. Кроме того, такая позиция повышает расходы, ограничивает свободу маневра и понижает шансы на достижение успеха - независимости и устойчивости системы. 6. Неожиданность. Запланированы ли в стратегии неожиданные атаки на противника? Внезапность и правильно выбранный момент атаки позволяют достичь успеха и могут оказаться решающим фактором при изменении стратегической позиции в целом... 7. Защита. Обеспечивает ли стратегия защиту основных ресурсов и всех жизненно важных систем предприятия? Позволяет ли она создать эффективную систему обороны для того, чтобы избежать неожиданных действий со стороны противника? В полной ли мере выстроена вся логистика для поддержания основных стратегических направлений? Насколько эффективно используются коалиции для расширения ресурсной базы и зон дружественного восприятия данной инициативы Тема 8. Внедрение и реализация стратегии. Итогом разработки стратегии является система планов, где увязаны ресурсы и решения. Они носят адаптивный характер, поскольку в процессе реализации могут происходить прогнозируемые и непредвиденные процессы во внешней среде. Ключевое внимание в процессе внедрения и реализации стратегии следует направлять на решение вопросов, связанных с: - лидерством - мотивацией - обеспечением основной деятельности. Дополнительным фактором успешной реализации стратегии являются коммуникации.
Внедрение стратегии предполагает:
- структура - кадры управления - проверка квалификации и опыта персонала на соответствие новым условиям функционирования - организация бизнеса и процесса управления, направленных на реализацию стратегии, а именно - установление курсов и процедур, соответствующих стратегии
- Определение стратегически важных видов деятельности в цепочке ценностей по реализации стратегии (по формированию конкурентного преимущества). Они позволяют сформировать основные блоки организационной структуры - Определение стратегических связей между основным и вспомогательными видами деятельности для построения системы взаимоотношений между видами деятельности и координацией их выполнения (т.е.межфункциональные связи).
|