Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добукварный период






Шипицина Л.М.

 

Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта.

 

СПб.: Образование, 1996

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения грамоте данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения грамоте является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, выделяют и различают звуки, учатся правильно их произносить.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии). так и умения в изображении отдельных элементов букв.

В процессе обучения грамоте выделяют 3 периода:

1. добукварный (пропедевтический);

2. букварный;

3. послебукварный.

Добукварный период

Основная задача добукварного периода - подготовка умственно отсталых детей к овладению грамотой, усвоению первоначальных навыков речевого общения.

Главными и основными методами в добукварный период являются игры и упражнения, работа по развитию речи. Поэтому необходимо систематически проводить гимнастику органов речи (артикуляционная гимнастика).

С помощью артикуляционной гимнастики осуществляется выработка движений органов артикуляции (языка, губ, голосовых связок), которые необходимы при произношении данного звука в норме. Гимнастика сначала проводится по подражанию (сопряженно, отраженно, по словесной инструкции). Каждое упражнение повторяется 4 — 5 раз.

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующий:

«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Почистим зубы» - движения языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны.

«Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними зубами.

«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

«Закрытые ворота» - просовывание языка между зубами.

«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.

Для уточнения произношения полезно разучивать стихотворения (четверостишия), скороговорки, загадки, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:

§ поддувание листиков, бумажных ленточек;

§ раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

§ дыхательные упражнения с речевым сопровождением (понюхать цветы и на выдохе произнести: «Ах, как хорошо пахнет»).

Кроме того, необходима работа по уточнению и развитию слухового восприятия, развитию речевого слуха. Следует учить различать звуки окружающей действительности (стук, звон, жужжание, крик, гудки); произносить слова за учителем, состоящие из одного звука (у-у), двух (ау, уа, ах} и т. д. Можно использовать игры «повтори, что слышишь» (три-четыре звука на одном выдохе, тихо, потом громко: а-у-и, -а-у и т. д.).

Для обучения ребенка с глубоким нарушением интеллекта грамоте, необходимо развитие у него фонематического восприятия. Работа должна проводиться сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи. По мере изучения звука предлагаются упражнения на развитие фонематического слуха. Учитель называет слова, слога, а дети, если услышат данный звук, хлопают в ладоши, либо поднимают кружок определенного цвета,

В добукварный период детей необходимо познакомить с термином «слово» при соотнесении его с предметом. Сначала ученики называют н показывают предметы, подсчитывают их количество, обозначая слова цветными полосками (длинными красными). Затем переходят к соотнесению понятия «слово» не с самим предметом, а с его изображением.

Работу над предложением нужно начинать с анализа предложения, составленного сначала учителем, а потом самостоятельно детьми. Нужно использовать ближайшие ситуации («Таня читает». «Катя пишет»), затем сюжетные картинки («.Дети танцуют». «Мальчик строит башню»). В добукварный период дети могут научиться составлять и анализировать предложения из 2 - 3 слов.

Наиболее сложным моментом работы с предложением является выделение предложения в речи. С этой целью подбирается короткий отрывок из трех-четырех предложений по два слова в каждом, из небольшого рассказа или сказки, его читают, четко отделяя одно предложение от другого, чтобы дети уловили законченность каждого предложения и смогли повторить.

Следующим этапом работы по звуковому анализу является деление слова на слога (его части). Начинается работа по делению слова на слоги с показа практической значимости слогов. Можно использовать небольшой рассказ «В лесу», картинки, иллюстрации, где девочки, собирающие грибы, перекликаются друг с другом: «Та-ня», «Ма-ша». Каждую часть слова ученики повторяют и обозначают условно графически (короткими синими полосками), определяют общее количество частей слова и делают вывод, что слова состоят из частей (слогов) или слово делится на части (слоги). Таким образом анализируются слова, предложенные учителем (рука, щека, голова и т. д.). Проводятся игры типа: «Определи количество слогов в слове хлопками», детей учат изображать хлопками двух-, трехслоговые слова.

Заключительным этапом по звуковому анализу в добукварный период является выделение звуков речи, которые графически обозначаются цветными кружками, например.

Детям раздается но несколько одноцветных кружков. Учитель называет (а, а-у, и-о-у и т. д.)- Ученики должны положить на столы такое количество кружков, которое бы соответствовало числу произносимых учителем звуков.

Другой пример.

У детей на столах кружки разного цвета (красный, желтый, зеленый). Условившись, что красный - это звук «а», желтый - звук «у». зеленый - звук «и», учитель произносит сочетания из этих звуков. Сначала по два звука: а-у, и-а, у-н, затем по три звука. Ученики должны разложить кружки в определенной последовательности.

Знакомству с каждым новым звуком должна предшествовать и словарная работа. Так при работе со звуком «я» учитель раскладывает на доске картинки (аист, астра). Дети называют слова, начинается работа но выделению нужного звука. Учитель называет слова, выделяя нараспев первый звук (а-а-астра}, подбирая слова с буквой «а» в ударном положении. Перед детьми ставшая вопрос: «Какой одинаковый звук в словах?».

Затем проводится работа по артикуляции нужного звука, уточнению его произношения фронтально н индивидуально. (Например для звука «а»: рот широко открыт, язык спокойно лежит и т. д.). Здесь можно проводить различные игры для закрепления правильного произношения данного звука (игра «Эхо», «Паровоз»).

Следующий этап работы над звуком - это соотнесение выделенного звука с буквой алфавита. Проводятся многочисленные упражнения по зрительному закреплению графического образа звука. Буквы хорошо сравнивать с чем-то: О - баранка, П - ворота и т. д.

Показывается большая печатная буква из разрезной азбуки. Особое внимание обращается на картинку к букве (аист, астра). Изображение предметов около буквы помогает выделению первого звука из слова. В дальнейшем, когда ребенок усваивает несколько букв, он как подсказку воспринимает название предмета на картинке и вспоминает букву.

С детьми с глубоким нарушением интеллекта в добукварный период проводится работа по развитию зрительных и пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо, расположение строчек, начертаний букв, распознавание н называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур (горизонтально, вертикально).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал