Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Букварный период
В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы). Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов. Первыми изучаются гласные; «а», «у», «о», «и», а из согласных сонорные и длительные глухие: «м», «с», «х», «ш», «л», «н», «р». Они легко выделяются, как в начале, так и в конце слова. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги. Следующими по сложности являются глухие: «к», «т», «п». Они просты по произношению, легко выделяются в начале и в конце слова, но трудны для слияния в слоги. Звонкие согласные «в», «з», «ж» изучаются позднее из-за сложности их произношения и возможности выделения только в начале слова. В то же время длительное произнесение позволяет сливать их в слоги без особого затруднения. Наиболее сложными для чтения являются согласные «б», «г», «д», аффрикаты «ц», «ч», щелевой «щ». Большую трудность эти звуки представляют для слияния их с гласными. Произношение аффрикат чаще всего нарушено. В речи умственно отсталые дети заменяют одним из составляющих звуков: «ц» - «т», «с», «ч» - «т», «щ». При изучении слоговых структур следует соблюдать также определенную последовательность. Наиболее легко воспринимаются и воспроизводятся слоги, составляющие слова типа «ау», «уа». Следующими по трудности являются обратные слоги (ом, ум). В данном случае осуществляется последовательное чтение, т. е. каждый звук читается также, как при изолированном произнесении. Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог (ма). Сложность заключается в том, что в этом слиянии нет последовательного чтения, как в обратных слогах, хотя здесь опорным является согласный звук. Овладение прямым открытым слогом подготавливает к чтению закрытого слова (сом, хор). Следующими по трудности являются прямые открытые и закрытые слоги в мягком варианте с гласными «и». Самыми сложными являются слот и сочетания согласных (кран, волк). При подборе для чтения слов главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики для учащегося. Формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание читаемого. Техника чтения и понимание читаемого - процессы, связанные между собой и взаимно обуславливающие друг друга. Можно выделить 4 этапа букварного периода обучения грамоте. На I этапе изучаются: § звуки и буквы «а», «м», «у», «л», «о», «с», < а»; § с л от, состоящие из одной гласной (ау, уа)\ § обратные слоги, которые на первых порах соответствуют словам (ом, ах, ох, ух, ус): § прямые открытые слога (ма, са, ха); § - слова, состоящие из усвоенных слогов (ма-ма, са-ма, Са-ша). Основными задачами I этапа букварного периода являются: § усвоение звуков и букв. Учащиеся должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный.-звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой; § образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных; § образование и чтение прямого и открытого слога. Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов их этих слогов; § составление слов из усвоенных слогов, чтение их. На II этапе изучаются: § звуки и буквы «ш», «л», «ы», «я», «р»; § обратные и прямые открытые слоги из вновь изученных звуков и букв; § трехбуквенные закрытый слог (сом, хор); § слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (ра-ма, но-ра, уш-ла); § короткие предложения (Ма-ма уш-ла. Ма-ша ма-ла. Ла-ра мы-ла ра-му). Задачи II букварного этапа обучения грамоте: § повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце); § образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко; § составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов; § составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов. На III этапе изучаются: § звуки и буквы «к», «п», «т», «в», «з», «ж», «б», «г», «д», «и», «.и», «ь»; § обратные, прямые и закрытые слоги с буквой «ы» как показателем мягкости предыдущего согласного (ки, кит); § слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (мак, мой, мир, пил, пи-ла, гор-ка); § предложения н короткие тексты. Задачи III этапа букварного периода обучения грамоте: § повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки и буквы, различать местонахождение в словах (в начале, середине, конце слова). Овладение слиянием взрывных звонких согласных с гласными «и», «у», «о», «ы»; § образование и чтение слогов с мягкими согласными, сравнение слогов с твердыми н мягкими согласными; § составление и чтение слов в твердом и мягком вариантах разной слоговой сложности; § чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, текстов по букварю, работа над иллюстрациями к тексту. На IV этапе изучаются: § звуки и буквы «е», «е», «ю», «я», «у», «ч», «щ», «ф», «з», буква «ъ»; § слоги с йотированными гласными, когда они стоят в начале слова, и после гласных (я-ма, мо-я); § слога с йотированными гласными как показатель мягкости предшествующего согласного (Ле-на, Лю-ба, Ал-ла); § слоги с вновь усвоенными согласными, гласными «э» и буквой «ъ»; § слога с сочетанием двух согласных в начале слова (пра-, кни-); § слоги с сочетанием двух согласных в конце слова (мост, волк); § слова, состоящие из усвоенных слоговых структур, предложения, тексты. Задачи IV этапа букварного периода обучения грамоте: § повторение пройденных букв и звуков, усвоение новых, различение их местонахождения в слове и овладение звукобуквенным анализом; § образование и чтение слогов разной слоговой сложности с усвоенными звуками и буквами; § овладение чтением слогов с йотированными гласными в начале слова и после гласных; § овладение чтением слогов с твердыми и мягкими согласными; § образование и чтение слогов с сочетанием двух согласных в начале и конце слова; § образование и чтение слов из усвоенных слогов; § отчетливое послоговое чтение предложений и букварных текстов. Работа по картинкам и иллюстрациям к тексту. Таким образом, к концу букварного периода дети с глубоким нарушением интеллекта могут усвоить все звуки и буквы русского алфавита, научиться соотнести звуки и буквы, владеть навыками звукобуквенного и слогового анализа, уметь образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности. Дети могут научиться читать предложения, короткие тексты, отвечать на вопросы по прочитанному и по иллюстрациям к тексту. Для успешного обучения детей с глубоким нарушением интеллекта грамоте необходимо обеспечить каждый урок соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным материалом. Могут быть использованы следующие наглядные пособия: § касса печатных букв для демонстрации; § разрезная азбука для каждого учащегося; § касса слогов; § таблица слоговая; § таблицы для глобального чтения; § фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки; § полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения; § полоски для обозначения отдельных слов: длина 25 мм, ширина 10 мм; § индивидуальная касса для хранения полосок и фишек; § набор цветных карандашей; § предметные картинки; § большие карты с изображением животных, птиц (деформированные слова); § тетради в клетку, линейку; § буквари; § короткие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге; § сюжетные картинки (для составления предложений). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|