Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кискино гореСтр 1 из 8Следующая ⇒
Диалог Основной «пусковой» момент появления речи — общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае — как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы малыша — всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами. Критерием правильного ответа в данном случае является понимание ребенком ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформирован-ности механизма порождения речи. Что помогает развитию диалога? Инсценировки. Легче всего получить словесный ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок. Для инсценировок можно использовать следующие тексты: - Девица, девица, Сходи за водицей! - Я боюсь волка. - Волк на работе, Сова на болоте. {Русская народная потешка) Сапожник Был сапожник? Был. Шил сапожник? Шил. Для кого сапожки? Для соседской кошки. {Из польского фольклора, пер. Б.Заходера) Ежик Что ж ты, Еж, такой колючий? Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! (Б.Заходер) Кискино горе Плачет Киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски. (Б.Заходер) Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов. Их хорошо использовать на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.п. Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в часто повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину? Вторая серия вопросов вводит ребенка в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: ты сидишь? (когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе. Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет? Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.). На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос «Кто там пришел?» малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос «Что тут растет?» вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение. При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбирать надо картинки с изображениями знакомых ребенку предметов. Можно, например, использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака. Четвертая серия требует ответа на вопрос «Что делает?». Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) — основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет? Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос «Где мама?» ожидаются ответы: «Там», «Тут», «Здесь», «Вон».
Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня ситуации, требующие использования ребенком команд чаще возникали естественным образом. Напоминаем: отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоцировать негативистские реакции — плач, крик, отказ от общения или игры. Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай — дя; иди — ди; читай — тятяй и пр. Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функционально необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.
Домашний театр. Для домашнего кукольного театра нет необходимости в громоздких декорациях. Сюжетами для домашнего кукольного театра могут быть: — «Куклы разговаривают». Сделайте куклы, которые можно надеть на руку. Для этого возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой. — «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Предложите ему накормить игрушечных животных. Вначале ребенок, наблюдая за взрослым, пытается повторить его действия, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.
|