Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Концентрация капитала и рыночная власть






Цель занятия: ознакомить с понятием крнцентрация капитала, с рыночными структурами, монопольной властью.

1.Фирма как субъект рынка. Ее трактовки и виды

2.Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки

3.Конкуренция и конкурентные стратегии фирм

Литература:

1. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с.

2. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с.

4. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992

Ключевые понятия: рыночные структуры, индекс Хиршмана-Герфиндаля, рыночная власть, коэффициент Лернера.

 

Термин «Внутреннее строение рынка» в русской экономической литературе был введен в 1906 г. В.С. Войтинским. То, что здесь и в дальнейшем мы будем называть типами строения рынка, или просто типами рынка, соответствует англоязычному термину «market structures» (рыночные структуры). немецко­му «market Formen» (рыночные формы), французскому «types de marc he» (типы рынка). Помимо этих терминов для обозначе­ния раздела науки, специально ориентированного на вычлене­ние разных типов строения рынка, в немецкой литературе час­то используется термин «морфология рынков», или просто «эк­ономическая морфология», а в англо- и франкоязычной его называют таксономией, или классификацией, рынков.

Термины, используемые для обозначения разных типов стро­ения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка — продавцам или покупателям — poleo (про­даю) и psoneo (покупаю)и их численность — mono (один), oli-gos (несколько) и poly (много). Комбинируяих попарно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов стро­ения рынка. В табл. 1 представлена такая классификация, пред­ложенная в 1934 г. известным немецким экономистом Г. фон Штакельбергом.

Э. Чемберлин предложил использовать для классифика­ции рынков два критерия — взаимозаменяемость товаров, пред­лагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий Первый критерий может быть представлен ко­эффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на то­вары, предлагаемые предприятиями i, j:

Таблица 1. Типы строения рынков по Штакельбергу

Продавцы Покупатели
много несколько Один
Много   Двухсторонняя полиполия Олигополия   Монополия  
Несколько Олигопсония Двухстороння олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
Один   Монопсония   Монопсония, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополи

 

Первый характеризует влияние изменения цены j-го пред­приятия на выпуск (продажи) i-го, второй — влияние выпуска (продажи) j-го предприятия на цену i-го.

К двум предложенным Э. Чемберлином критериям класси­фикации рынков, взаимозаменяемости товаров (их ценовой пере­крестной эластичности) и взаимозависимости предприятий (их перекрестной объемной эластичности), Дж. Бейн добавил тре­тий — условие входа на рынок. Это условие (E) в обобщенном виде определяется относительным превышением действитель­ной цены товара (РL) его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода (Pс = LATC):

Чем выше значение Е, тем привлекательнее рынок для но­вых продавцов, тем вероятнее их вход на рынок, и наоборот, чем оно ниже, тем менее привлекателен для них рынок и тем вероятнее их отказ от входа. Заметим, что и в случае привлека­тельности рынка укоренившиеся на нем предприятия могут использовать естественные или искусственно возведенные ими барьеры для предотвращения входа на рынок новых продав­цов. В частности, в случае монополии, как правило, Е > 0, но вход на монополизированный рынок так или иначе блокирован и безопасности монополии никто не угрожает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал