Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предприятие и рынок в коротком периоде
В теории рынков понятия периодов несколько уточняются. Мы можем дать им следующие определения. Мгновенным периодом называется столь короткий период, что выпуск каждого предприятия и количество предприятий в отрасли фиксировано. Коротким периодом называется такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (размеры и число заводов, фабрик, других производственных единиц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. Длительным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и затрат. В предельном случае (если условия деятельности совершенно неблагоприятны) предприятие может полностью прекратить деятельность (уйти из отрасли или с рынка). С другой стороны, новые предприятия могут войти в отрасль (на рынок) в случае благоприятных рыночных условий. Таким образом, число предприятий в однородной отрасли в длительном периоде может варьировать. В условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, и/или к обусловленным технологией собственным затратам — с другой. Но оно не может оказать влияние на цену продукции. Определим выпуск, обеспечивающий максимум прибыли совершенно конкурентного предприятия при заданных условиях рынка и технологии. Заметим лишь предварительно, что экономисты называют максимумом прибыли как максимум положительной разницы между выручкой и затратами производства продукции, так и минимум отрицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум прибыли, если получить положительную прибыль невозможно. Пусть условия товарного рынка таковы, как показано на рис. 4.2, а, где D∑ и S∑ — рыночные кривые спроса и предложения; Р* и Q* — соответственно рыночная цена равновесия и равновесный объем выпуска (продаж) отрасли в единицу времени. Пусть, далее, кривые SMC, SATC и STC на рис. 4.2, б, в представляют кривые предельных, средних общих и общих затрат типичного предприятия в коротком периоде. Поскольку предприятие является ценополучателем, линия AR = MR на рис. 4.2, б является линией спроса на продукцию предприятия, тогда как луч TR на рис. 4.2, в — линия его общей выручки. Наклон линии TR неизменен на всем ее протяжении, поскольку цена не зависит от объема выпуска данного предприятия, и потому TR = P*q. Прибыль предприятия представляет разность между общей выручкой и общими затратами короткого периода: π (q) = TR(q) – STC(q). Условием максимизации прибыли первого порядка (необходимым) будет, очевидно, а поскольку dTR(q}/dq = MR(q) и dSTC(q}/dq =MC(q), условием первого порядка является равенство предельной выручки предельным затратам: MR(g*)=MC(g*) Но для совершенно конкурентного предприятия Р ≡ AR = MR, и, следовательно, условие первого порядка может быть представлено и как равенство предельных затрат цене: МС(q*)=Р В ситуации, представленной на рис. 4.2, б, условие первого порядка выполняется дважды, в точках А и С, которым соответствуют объемы выпуска q1* и q2*. Однако, как видно на рис. 4.2, г, в первом случае максимальны убытки, во втором — прибыль. Для различения этих случаев используется условие второго порядка (достаточное):
Левая часть характеризует наклон кривой MR, правая — наклон кривой SMC. Следовательно, условие второго порядка требует, чтобы наклон кривой предельных затрат был больше наклона кривой предельной выручки, или, иначе, чтобы кривая SMC пересекала кривую MR снизу (как в точке С, но не в А на рис. 4.2, б). Поскольку же для совершенно конкурентного предприятия цена не зависит от объема выпуска, наклон кривой предельной выручки условие второго порядка можно представить неравенством Последнее означает, что прибыль будет максимальна, если в точке пересечения с MR кривая SMC имеет положительный наклон. Другими словами, прибыль (положительная) будет максимальна, если MR = SMC и кривая SMC восходящая. Напротив, отрицательная прибыль (убытки) будет максимальна, если MR = SMC и кривая SMC нисходящая. На рис. 4.2, б максимальная положительная прибыль при выпуске q2* соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Условие первого порядка можно переформулировать и таким образом: общая прибыль максимальна при таком объеме выпуска, когда предельная прибыль равна нулю. Предельной прибылью называют прирост прибыли в результате изменения объема выпуска на одну единицу продукции, т. е. Mπ (q) = MR(q)- SMC(q) или, в непрерывном случае, Геометрически предельная прибыль характеризуется наклоном кривой прибыли при определенном выпуске (q). Когда прибыль достигает максимума, наклон ее кривой становится нулевым. Так, в точках А» и С» на рис. 4.2, г касательные к кривой прибыли π имеют нулевой наклон: M π (q1*) = 0, Mπ (q2*) = 0 Отметим также две точки переломного уровня выпуска (англ. break-even level): q1 и q2. Это точки безубыточного (или бесприбыльного) выпуска. Заметим, что в соответствующихим на рис. 4.2, б точках В и D AR = MR = SATC, а в точках В' и D’ на рис. 4.2, б TR = STC. Наконец, на рис. 4.2, г точки q1 и q2 соответствуют нулевой прибыли. Таким образом, рост выпуска от 0 до q1* сопровождается ростом отрицательной прибыли (убытков). В дальнейшем убытки сокращаются, а достигнув выпуска q1 предприятие начинает получать все возрастающую (вплоть до q2*) прибыль. Дальнейший рост выпуска будет сопровождаться снижающимся ростом прибыли. Наконец, увеличение выпуска сверх точки второго перелома (q2) вновь сделает предприятие убыточным (SATC> P=AR=MR). На рис. 4.3 представлена ситуация, в которой предприятию безразлично, выпускать ли продукцию в объеме q2* или закрыться. Рыночная цена продукции (наклон луча TR на рис. 4.3, в) равна минимуму средних переменных затрат предприятия (линия AR=MR на рис. 4.3, б касается кривой SAVC в точке минимума последней). При таком уровне цены, как следует из рис. 4.3, г, максимум прибыли, π =|ON|, одинаков и при выпуске q2*, и при нулевом выпуске. При этом |ON| в точности равен сумме постоянных затрат (ОМ на рис. 4.3, в). Таким образом, ясно, что и при нулевом выпуске, и при производстве продукции в объеме q2* предприятие получит убытки, равные общим постоянным затратам. При любом другом объеме производства сумма (отрицательной) прибыли, как следует из рис. 4.3, г, будет выше.
4 Предложение совершенно конкурентной отрасли в коротком периоде Предложение совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде. Функцией предложения о цены называют зависимость величины предложения от данного товара. Можно показать, что кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде тождественна части его кривой предельных затрат. На рис. 4.4, а представлены кривые предельных (SMC). Средних общих (SATC) и средних переменных (SAVC) затрат. При цене Р1 максимум положительной прибыли достигается при выпуске q1; значит, точка А на кривой SMC принадлежит кривой предложения данного прибылемаксимизирующего предприятия. При более низкой цене, Р2, прибыль будет максимальна при выпуске q2; значит, и точка В на кривой SMC принадлежит кривой предложения. Заметим, что в этом случае максимум (положительной) прибыли равен нулю, поскольку цена Р2 равна минимуму средних общих затрат (Р2 = AR = MR = minSATC). Но, с другой стороны, Р3 > SAVC(q3). А это значит, что выручка от продажи выпуска q3 возместит все переменные и, кроме того, часть постоянных затрат предприятия. Таким образом, убытки от выпуска q3 будут меньше, чем сумма общих постоянных затрат (TFC) в коротком периоде. Поэтому по сравнению с нулевым выпуском выпуск q3 будет прибылемаксимизирующим. Следовательно, и точка С принадлежит кривой предложения предприятия. При еще более низкой цене Р4 = minSAVC выпуск q4 удовлетворяет обоим условиям максимизации прибыли. Это значит, что TR(q4) = q4 (SAV C(q4)) = TVC(q4) и, следовательно, убытки предприятия равны сумме постоянных затрат. В этих условиях предприятию безразлично, производить ли q4 единиц продукции или закрыться. Поэтому точку D на
кривой SMC часто называют точкой закрытия {англ. schutdown point). Эта точка может принадлежать кривой предложения предприятия, а может и не принадлежать. Наконец, при цене P5 = minSMC выпуск q5 также удовлетворяет условиям максимизации, но цена не возмещает средних переменных затрат ( P5 < SAVC(q5)), и при любом отличном от нуля выпуске убытки окажутся выше постоянных затрат. Следовательно, в этом случае нулевой выпуск окажется оптимальным. Иначе говоря, при Р < minSAVC прибылемаксимизирующее предприятие предпочтет закрыться, Поэтому точка Е на кривой SMC определенно не принадлежит кривой предложения совершенно конкурентного предприятия. Кривая предложения совершенно конкурентного предприятия представлена на рис. 4.4, б. Здесь точки А', В', С', D' соответствуют точкам А, В, С, D кривой SMC на рис. 4.4, а. Множество подобных точек формирует участок кривой предложения, лежащий выше точки D', соответствующей минимуму SAVC на рис. 4.4, а. Заметим, что участок кривой SMC, лежащий ниже SAVC, не входит в кривую предложения, поскольку прибылемаксимизирующее поведение диктует закрытие предприятия, если цена продукции окажется ниже средних переменных затрат. Таким образом, кривая предложения совершенно конкурентного предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, которая лежит выше минимума средних переменных затрат. При более низком, чем minSAVC, уровне рыночной цены кривая предложения сливается с осью цен (участок ОР4 на рис.4.4, 6).
|