Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы практических занятий
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1. Литература и наука о ней Тема: Литературоведение как наука.
Вопросы: 1. Разделы науки о литературе. 2. Анализ и интерпретация.
Задания: 1. Прочитав соответствующие разделы учебников и статьи в хрестоматии, ответьте на вопросы: · Знания из какой области ЛВ необходимы при издании ПСС писателя?
· В каком разделе ЛВ изучается биография писателя и история замысла произведения?
2. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (письмо от Июля 1-го) и стихотворение Д.Усова «Переводчик». О чем идет речь в них идет речь: о восприятии, анализе или интерпретации? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на способы выражения точки зрения автора на прочитанное произведение.
Д.Усов «Переводчик» Недвижный вечер с книгою в руках. И ход часов так непохож на бегство. Передо мною в четырех строках Расположенье подлинного текста:
«В час сумерек звучнее тишина, И город перед ночью затихает. Глядится в окна полная Луна, Но мне она из зеркала сияет».
От этих строк протягиваю нить, Они даны не уже и не шире. Я не могу их прямо повторить, Но все-таки их будет лишь четыре:
«В вечерний час яснее каждый звук, И затихает в городе движенье. Передо мной не лунный полный круг, А в зеркале его отображенье».
Сравните вторую и четвертую строфы. Определите различия в выражении смысла, какие лексические средства способствуют выявлению разных оттенков смысла? Сравните образы: тишина - звук, город - движенье; лунный круг - Луна; сияние - отображение. Сопоставьте синтаксическое строение и звуковую организацию строф. Остановитесь на образе зеркала.
3. Принесите текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Нам не дано предугадать...» и подготовьтесь к его анализу.
Литература: 1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. - Хрестоматия. С.450-453. 2. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.12-30, 183-201. 3. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. - Хрестоматия С.189-192. 4. Горнфельд А.Г. О толковании художественного произведения. - Хрестоматия С.436-442. 5. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. - Хрестоматия. С.442-444.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (КСР). Литература и наука о ней Дебаты: Литературовед помогает читателю Вопросы для обсуждения: 1. Каков смысл профессиональной деятельности литературоведа? На кого и почему она может быть направлена? 2. В каких областях общественной деятельности востребованы литературоведческие знания? (Место литературоведения в современной культуре٭). 3. Что, по-Вашему, необходимо для понимания художественного произведения? Чем оно определяется и от чего зависит? 4. Подберите примеры из собственного читательского опыта, доказывающие нужность литературоведческой (если Вы с ней сталкивались) или критической оценки для понимания Вами произведения. 5. Вспомните примеры из собственного читательского опыта, доказывающие бесполезность литературоведческой (если Вы с ней сталкивались) или критической оценки для понимания Вами произведения. 6. Почему Вы выбрали эту профессию?
Задание: Найдите материал по заявленной теме и подготовьте для себя краткий конспект. Сформулируйте собственную точку зрения по предлагаемым темам. Подготовьтесь защищать свою позицию, используя аргументы из найденной литературы и придумав свои. В соответствии с собственной позицией, разделитесь на 2 группы и подготовьте вопросы своим оппонентам, с целью.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Закономерности развития литературы Тема: Роды литературы: эпос, драма, лирика.
Вопросы: 1. Назовите имена, с которыми связано выделение родов литературы. 2. Какие критерии выделения литературных родов Вы знаете? 3. Эпос как род литературы. 4. Драма как род литературы. С чем, прежде всего, связаны особенности драмы? Расскажите о них. 5. Лирика: ее родовые особенности (тематика и поэтика, специфика восприятия, субъект лирики٭).
Задания: 1. Подготовьте пересказ статей-первоисточников, приведенных в Хрестоматии. 2. Составьте план общего ответа на тему «Выделение литературных родов в истории науки». 3. Подготовьте материалы к заполнению таблицы: Роды литературы: эпос, драма, лирика Литература: 1 – 3. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание). Статьи из раздела «Литература как вид искусства»: И.-В. Гете и Ф. Шиллер Об эпической и драматической поэзии; В.Г.Белинский Разделение поэзии на роды и виды; В.В.Кожинов К проблеме литературных родов и жанров. На выбор: 4. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение (любое издание). Гл. 8, раздел «Деление литературы на роды». Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 294 – 319. Основы литературоведения. М., 2000. С. 43-44. 5.Л.Я. Гинзбург О лирике. (любое издание) Введение; или Частное и общее в лирическом стихотворении // Литература в поисках реальности. Л. 1987. 6. Введение в литературоведение. Лит. пр-е: осн. понятия и термины. М., 1999. Статьи: Лирика, Лирический субъект٭, Словарь поэтический٭, Язык поэтический٭, Эпос, Драма.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4, 5 (КСР). Закономерности развития литературы Тема: Эпические, драматические и лирические жанры Мини-конференция Вопросы: 1. Эпические, драматические и лирические жанры.
Задания: 1. Разделившись на группы, подготовьте сообщения о каком-либо жанре по плану: · История термина · Жанровые признаки · Пример произведения этого жанра с выделением в нем жанровых признаков. 2. Подготовьте вопросы, проверяющие освоенность предложенной Вами информации. 3. В процессе слушания сообщения, формулируйте уточняющие или разъясняющие вопросы. Литература обязательная: 1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Гл. «Проблема жанров» С.369-384. 2. Основы литературоведения. (Под ред. В.П. Мещерякова) М., 2000. С.44. 3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. (Любое издание) Гл. «Литературные жанры». 4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 319 – 341. 5. КЛЭ или ЛЭС статьи: «Анекдот», «Басня», «Баллада», «Водевиль», «Драма», «Комедия», «Новелла», «Ода», «Притча», «Повесть», «Поэма», «Рассказ», «Роман», «Трагедия», «Элегия», «Эпиграмма».
Литература дополнительная: 1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Хрест. С. 413-417. 2. Бахтин М.М. «Эпос и роман». Хрест. С.417-420 3. Тынянов Ю.Н. «О литературной эволюции», «Литературный факт» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Поэтика. Кино. М. 1977. 4. Хрестоматия. Раздел «Литературные жанры».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Закономерности развития литературы Тема: Эпические, драматические и лирические жанры
Вопросы: 1.Что принято называть жанром? 2. Исторические принципы выделения жанров. 3. Жанровые системы и каноны.
Задания: 1. Обратитесь к гл. 5 («Литературные роды и жанры») учебника В.Е. Хализева «Теория литературы» и др. источникам, определите понятие «жанр». Обратите внимание на разногласия в терминологии, затем выделите общее в определениях жанра разными учеными. Выясните проблемы выделения жанров, обратив внимание на историчность этой категории. 2. Изучив научную литературу, как учебную, так и исследовательскую, подготовьте ответы на вопросы 1-3. 3. На основе выслушанных ранее сообщений друга друга и прочитав статьи о конкретных жанрах в справочных изданиях, подготовьтесь к терминологическому тесту по теме «Жанры»: распределите жанры по родам литературы; запомните этимологические значения жанровых названий: (из какого языка, что обозначает слово), обращайте внимание на «возраст» жанра и изменяемость или неизменяемость его признаков в истории литературы. Проверьте свои знания по следующему примерному тесту:
Тест по теме «Жанры литературы» I. Распределите жанры по родам литературы: а. Драма; b. эпос; c. лирика. 1.Комедия; 2. новелла; 3. мелодрама; 4. сказка; 5. эпиграмма; 6. роман; 7. трагедия; 8. элегия; 9. ода. II Найдите соответствия между термином, обозначающим жанр и его определением: 1.БАСНЯ; 2.БАЛЛАДА; 3.ВОДЕВИЛЬ; 4.ПОВЕСТЬ; 5.Поэма; 6.РАССКАЗ. А. Легкая пьеса с занимательной интригой, песенными куплетами и танцами. Б. Лиро-эпический жанр, обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистой повествовательностью, драматическим диалогом; часто основывается на исторических легендах. В. Малая эпическая форма; небольшое по объему изображенных явлений произведение, как правило, раскрывающее один жизненный эпизод. Г. Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Д. Средняя форма эпической прозы, в которой важно особое развертывание сюжета и роль рассказчика. Е. Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом III Распределите жанры в порядке их старшинства. 1. роман; 2. трагифарс; 3. басня; 4. сказка; 5. водевиль.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7, 8. Закономерности развития литературы Тема: Литературный процесс и его закономерности. Вопросы: 1. Понятие литературного процесса: осознание литературы частью культуры, факторы, влияющие на развитие литературы. 2. Стадии культурного развития (большие исторические стили). 3. Понятия «течение», «направление», «школа литературная».
Задания: 1. Внимательно прочитав статью о литературном процессе в ЛЭС, определите, чем определяется развитие литературы: какие факторы на него влияют, как их можно разделить? 2. Какие термины и понятия используются в литературоведении для обозначения общностей писателей и литераторов, чем они отличаются друг от друга? 3. Какие стадии в культурном развитии человечества принято выделять? Обратитесь для ответа на вопрос к учебнику «Основы литературоведения». 4. Составьте хронологическую таблицу литературных стилей, направлений и течений, записывая название и время существования. 5. Разделившись на группы, подготовьте краткое сообщение по главам этого учебника: «Античная литература», «Романтизм». Составьте вопросы к этим главам. 6. *Прочитайте поэму В.А. Жуковского «Шильонский узник» и покажите в ней признаки романтизма (работа в аудитории).
Литература обязательная: 1. Литературный процесс // ЛЭС. С.195-197. 2. КЛЭ статьи: «Школа литературная»; «Направление литературное», «Течение литературное», «Стиль». 3. Основы литературоведения. М., 2000. С. 161 – 313. Литература дополнительная: Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 120 – 140; 370 - 372. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова (любое издание). Гл. «Закономерности исторического развития литературы».
7. Подготовка к завершающей модуль работе по следующим вопросам:
1. Расположите в хронологическом порядке литературные направления: сентиментализм, модернизм, романтизм, барокко, классицизм, реализм. 2. Приведите пример литературных школ. 3. Дайте определение литературного течения 4. Правильны ли следующие утверждения? «Лирические произведения пишутся в стихотворной форме, а эпические - в прозаической». «Жанры литературы - группы произведений, выделяемые в пределах литературных родов» «Драматизм - это свойство только драматических произведений» «Лиризм – это свойство произведений, принадлежащих к лирическому роду»? «Эпичность – это свойство произведений эпического рода литературы»? 5. Дайте этимологическое объяснение терминов: Анализ. Баллада. Гротеск. Интерпретация. Ирония. Комедия. Лирика. Модернизм. Новелла. Ода. Пафос. Проблема. Романтизм. Сатира. Трагедия. Тема. Сентиментализм. Юмор. Эпос. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. (КСР) Закономерности развития литературы Тема: Стадиальность литературного развития Круглый стол «Массовая литература» Вопросы: 1. Чем определяется «массовость» литературы? 2. Каковы, по-Вашему, критерии разделения литературы на массовую и «немассовую»? 3. Нужно ли изучать массовую литературу? С какими целями? Задания: Прочитав указанную главу учебника, сформулируйте свое отношение к массовой литературе? Объясните, почему именно эта глава отличается оценочностью явления, о котором в ней идет речь? Постарайтесь сформулировать ответы на предложенные вопросы и подготовьтесь публично высказаться по теме. Литература: Основы литературоведения. М., 2000. Гл. «Массовая литература». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10. Автор художественного произведения Тема: Субъектная организация произведения Вопросы: 1. Значения слова «автор». 2. Различные способы организации повествовательной структуры произведения. 3.Способы выявления субъекта речи: временная, пространственная, эмоциональная выявленность его. 3.Понятия «повествователь» и «рассказчик». 4.Значение сказа как способа повествования.
Задания: 1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы, прочитав учебную и справочную литературу. 2. Подготовьте пересказ статьи Ю.М. Лотмана о «Капитанской дочке» в избранном аспекте (различение повествователя и автора) Задание по художественным текстам: 1. И.С.Тургенев «Уездный лекарь». Что известно из рассказа о повествователе и что о рассказчике? Каков художественный эффект введения рассказчика в произведение? Обратите внимание на последнее предложение первого абзаца. «Певцы» (принести). 2. Н.С.Лесков «Левша». Приведите несколько примеров «сказовости» повествования» из первых 19 глав. Объясните роль последней главы в рассказе. Литература: 2.Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» / Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин Лермонтов Гоголь. М. «Просвещение» 1988. Или любое другое издание. 3.ЛЭС статьи «Автор» (И.Роднянская), «повествование» (В.А.Сапогов).
Литература дополнительная:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11. Автор художественного произведения Тема: Лирический герой
Вопросы: 1.«Носитель речи» в лирическом произведении: образ лирического героя, ролевая лирика. 2.Автор лирического произведения. Понятия «поэтический мир» и «художественная система.
Задания: по группам: Разделившись на две группы, подготовьте сообщения по поэзии М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова, опираясь на предложенные вопросы: 1. Прочитайте стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поток», «1831-го июня, 11 дня», «Есть речи - значенье», «Любовь мертвеца», «Они любили друг друга так долго и нежно», «Сон», «Утес», «Тучи», «Парус», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу» и др.; найдите в разных стихах выражения, характеризующие определенные черты его автора (жажду жизни, напряженность чувств, гордость, душевное смятение, разочарованность и т.д.) Расскажите о его лирическом герое, подтверждая ответ цитатами. 2. Прочитайте Н.А.Некрасов «Умру я скоро, жалкое наследство» «Последние элегии», «Еду ли ночью по улице темной», «Тяжелый год - сломил меня недуг». Сформулируйте общее впечатление об авторе.
Всем: 1. Н.А.Некрасов «Дума»: От чьего лица написано стихотворение? Как вы могли бы доказать свое впечатление? З.Гиппиус «Поэту Родины» От чьего лица написано стихотворение? Докажите свой ответ. 3.А.Фет «На заре ты ее не буди», «Только в мире и есть», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» и др. Каким вы представляете себе автора этих стихов, расскажите о нем, основываясь на собственном впечатлении от произведений.
Литература обязательная: 1. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. (с. 129, 159-164) (или любое издание гл. «Поэзия действительности). 2. Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 118-123. (Или любое издание).
Литература дополнительная: 1. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. (Любое издание). 2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М. «Просвещение» 1972. С. 56-86. 3. Он же. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. 4. Маймин Е.А. Д. Веневитинов. Поэт и друг. // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 98-106. 5. Максимов Д.Е. поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. С. 152-154, 162, 165-167, 176-178. 6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972. С. 169-175.
|