Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический минимум по модулю.






Гуманитарные науки, эстетика, библиография, текстология, история литературы, теория литературы, поэтика, литературная критика, интерпретация, анализ, синкретизм, мимезис, художественный образ. Роды литературы, лирика, эпос, драма, эпичность, лиричность, драматичность; жанр, комедия, драма (как жанр), трагедия, водевиль, фарс, трагикомедия, сказка, повесть, роман, рассказ, поэма, эпос (как жанр), притча, анекдот, новелла, баллада, басня, элегия, ода, послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия, гимн, песня, романс, лирическое стихотворение, сатира; жанровый канон, жанровая система; литературный процесс, архаика, нормативная стадия, стиль; классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, литературное направление, литературное течение, литературная школа, имманентные факторы, историзм; всемирная, мировая, региональные и национальные литературы, автор, рассказчик, повествователь.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12.

Художественное произведение

Тема: Понятия, характеризующие содержание произведения

Вопросы:

1. Понятия формы и содержания.

2. Термины, описывающие содержание произведения.

3. Понятие пафоса.

4. Виды пафоса.

 

Задания:

1. Уточните, обратившись к учебно-справочной литературе (постарайтесь охватить все учебники по «Введению в литературоведение»), представления о каждом из понятий, используемых для описания содержания произведения. Сравнив их определения в разных источниках, выявите общее. Проверьте себя, ответив на вопросы: тематика или проблематика в большей мере выявляет субъективность художника? Какие синонимы предлагаются к понятию «идея произведения»?

2. Прочитайте главы о пафосе в учебнике под ред. Г.Н.Поспелова и в «Основах литературоведения» под ред. В.П.Мещерякова. Повторите, какие виды пафоса традиционно выделяются. Какую роль играет та или иная эмоциональная окрашенность для восприятия произведения?

3. Обратите внимание на различия между сатирой, юмором и иронией. Чем отличается отношение автора к предмету изображения при сатирическом, ироническом и юмористическом изображении.

 

Литература обязательная:

1. Введение в литературоведение Хрестоматия. Под. ред. П. А. Николаева. Любое издание. Разделы «Литературное произведение как художественное целое» (ст. В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, А.П.Скафтымова, Г.А.Гуковского); «Единство содержания и формы. Функции формы» (ст. Г.В.Ф.Гегеля, М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева); «Идейное содержание художественного произведения. Пафос и его разновидности» (ст. Аристотеля, Ф.Шеллинга, Ф.Шиллера, Г.В.Ф.Гегеля, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского).

2. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н.Поспелова Любое издание. Гл. «Пафос и его разновидности».

 

Литература дополнительная:

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика СПб., 1996.

Введение в литературоведение (Под ред В. Мещерякова). М., 2000. Гл. «Форма и содержание» С. 22-25.

Художественные тексты:

Н.Тэффи «Любовь и весна. (Рассказ Гули Бучинской)» (принести).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13.

Художественное произведение

Тема: Изображение внутреннего мира человека в художественном произведении

 

Вопросы и задания:

· Психология как наука и ее связь с литературой; психологическая достоверность произведения и «психологизм» литературы. (Различение понятий)

· Исторические тенденции в изображении человека. Связь изображения человека с эпохальной проблематикой произведений и пониманием человека.

· «Психологический стиль»: связь с проблематикой произведения.

· Формы изображения внутреннего мира: внутренний монолог, в т.ч. самоанализ; поток сознания; авторское психологическое изображение, сны и видения; введение персонажей-двойников.

· Приемы и способы психологического изображения.

· Какие возможности для изображения внутреннего мира человека дает повествование от первого лица и повествование от третьего лица?

 

Литература:

Есин А.Б. «Психологизм русской классической литературы» М.1988;

*Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л. 1977;

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996, гл. Герой С.199-203.

Р.Уеллек и О.Уоррен Теория литературы. М. 1978. гл. Литература и психология. С.95-107.

Введение в литературоведение. (Под ред. Г.Н.Поспелова). М. 1983. Гл. «Общие свойства эпического и драматического родов литературы»; Ч. «Психологизм в изображении персонажей».

 

Понятия: психологизм; «психологический стиль»; прямая, косвенная и обозначающая формы изображения внутреннего мира человека.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Художественное произведение

Тема: Специфика языка художественной литературы

 

Вопросы:

1. Язык художественной литературы и литературный язык.

2. Поэтическая лексика; связь ее с лексикологией. (Архаизмы, неологизмы, славянизмы, библеизмы, варваризмы, вульгаризмы, эвфемизмы и их возможные функции в произведении)

 

Задания:

1. Прочитайте фрагменты научных работ в главах хрестоматии «Художественная речь» и «Язык писателя и литературное направление», «Слово в контексте литературного произведения» (см. список «Литература обязательная»). Подготовьтесь к их обсуждению, выделив непонятные для себя места, а также к пересказу понятого.

2. По словарям и учебнику Б.В. Томашевского уточните определения следующих терминов: архаизмы, неологизмы, славянизмы, библеизмы, варваризмы, вульгаризмы, эвфемизмы, прозаизмы и др.

3. Принесите на занятие комедию А.Н. Островского «Свои люди, сочтемся» («Банкрут»).

 

Литература обязательная:

 

Винокур Г.О. Понятие поэтического языка. – Хрест. С. 329-331.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - Хрест. С.325-327.

Гинзбург Л.Я. О лирике - Хрест. С. 327-329.

Кожинов В.В. Слово как форма образа. – Хрест. С. 331-333.

Чичерин А.В. Идеи и стиль. – Хрест. С. 333-336.

Лесков Н.С. Запись беседных высказываний. 1890-е годы. - Хрест. С.320-321.

Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке. - Хрест. С.318-319.

Пушкин А.С. О русской прозе. - Хрест. С. 319-320.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996

 

Литература дополнительная:

1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М. 1989

2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М. 1971

3. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М. 1991

4. Гинзбург Л. О лирике. Л. 1976 или М. 1997

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л. 1972

6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970

7. Мелетинский Е.М. О теории художественной речи. М. Высшая школа 1971

8. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М. 1976

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Художественное произведение

Тема: Понятие тропа.

Вопросы:

1. Функция тропов в поэтическом языке.

2. Виды тропов.

а) Эпитет; виды эпитетов; отличие эпитета от логического определения.

б) Сравнение; предмет, образ и признак сравнения; присоединительное сравнение; развернутое сравнение; понятие психологического параллелизма. Критерии действенности сравнения как тропа. Отличие художественного сравнения от других видов сравнений.

в) Метафора; сущность метафоры как тропа; олицетворение как частный случай метафоры.

г) Метонимия. Синекдоха как частный случай метонимии.

 

Задания:

1. Прочитав определения всех тропов по справочным изданиям, подготовьте ответ по одному из них, приводя собственные примеры.

2. Найдите тропы в стихотворениях А.С.Пушкина «Телега жизни» и Е.А.Баратынского «Дорога жизни»., объясните различие определений в них (какие из определений можно назвать эпитетами); какой троп определяет структуру стихотворения Баратынского?

3. К.Н.Бальмонт «Безглагольность». Определите возможные значения авторского неологизма поэта, вынесенного в название стихотворения. Выделите эпитеты, (чем они выражаются в тексте?). Проследите связь названия с текстом всего стихотворения.

Литература обязательная:

1. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996.

2. ЛЭС соответствующие статьи.

 

Литература дополнительная:

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.303-337.

2. Клинг О.А. Тропы // Введение в литературоведение. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 432-446.

3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. Главы: «Художественная речь», «Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи», «Иносказательная изобразительность и выразительность слов», «Виды словесно-предметной изобразительности».

 

4. Подготовьтесь к тесту по теме «Поэтический язык». Для этого определите значение понятий: Аллитерация, аллегория; аллюзия; анаколуф, анафора, архаизм, ассонанс, библеизм, варваризм, галлицизм, германизм, гипербола, звукоподражание, инверсия, литота; метафора, метонимия, неологизм, реминисценция, рефрен, символ, сравнение, стилистические фигуры, троп, параллелизм, повтор, провинциализм, художественная речь; цитата, «чужое слово», эпитет, эпифора.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Художественное произведение

Тема: «Чужое слово» в произведении»

 

Вопросы:

1.Способы функционирования «чужого слова» в произведении. (Понятия цитаты, реминисценции, аллюзии.)

2.Смысл употребления автором «чужого слова» в собственном художественном тексте.

3.Понятия интертекстуальности.

 

Задания:

1. «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. Определите тему обоих стихотворений, сравните их лексический состав. Сравните, чем отличается положение Пророка у Пушкина от лермонтовского, оцените описанное в стихотворениях пространство: где находится пророк и с кем он общается?

Сравните употребление глаголов обоими поэтами и охарактеризуйте на этом основании самих героев стихотворений. Как называют авторы надчеловеческие силы, с которыми общаются их пророки; оцените различие этих именований.

Объясните, почему стихотворение Лермонтова начинается с временного союза, на что он может указать читателю?

2. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы». Докажите, что рефреном повторяющаяся цитата разбивает стихотворение на логические части, сопоставьте их по месту «действия», эмоциональности; обратите внимание на начало каждого прозаического абзаца. Как они связаны между собой: проследите композиционные и тематические связи. Как вы думаете, меняется ли интонация стихотворной строчки на протяжении всего стихотворения? Какую функцию выполняет здесь сама цитата; почему она вынесена в название стихотворения?

Литература основная:

1. ЛЭС статьи «Цитата», «реминисценция», «аллюзия», «центон»

2. КЛЭ статьи «Цитата» (Т.8, С.402), «Реминисценция» (Т.6, С.254).

3. Фоменко И.В. Цитата // Введение в литературоведение. Под ред Л.В. Чернец. М., 2000. С. 496-507 (или Русская словесность 1998 №1 С.73-78.

Литература дополнительная:

1. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление. // Вопросы языкознания 1995 №6. С.17-32.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17, 18.

Художественное произведение

Тема: Сюжет и композиция произведения.

 

Вопросы:

1. Соотношение понятий «сюжет» и «фабула» в современном литературоведении.

2. Функции сюжета в литературном произведении: выявление и характеристика связей человека с его окружением; воссоздание жизненных противоречий, конфликтов; раскрытие характеров персонажей.

3. Типы сюжетной организации произведений: сюжеты концентрические и хроникальные.

4. Конфликт и способы его разрешения в различных жанровых структурах. (Понятие перипетии; ее содержательные функции)

5. Композиция; композиция сюжета, персонажа, пейзажа и т.д.

 

Задания:

1. Прочитав соответствующие главы учебников В.П. Мещерякова (гл.6) и Г.Н. Поспелова («Общие свойства эпического и драматического родов литературы»), подготовьте ответ на первый вопрос, отмечая различия в определениях сюжета и фабулы разными исследователями.

2. В статье В.Е. Хализева и учебнику Г.Н. Поспелова найдите ответы на вопросы 2-5.

3. Задание по художественному тексту. Перескажите сюжет рассказа А.П. Чехов «Студент», охарактеризуйте его композицию. Выделите повествовательные части. Расскажите об изменениях в героях.

Проследите развитие (изменения / неизменность) пейзажных зарисовок. Найдите образы предметного мира, проходящие через весь рассказ.

Что определяет действие рассказа, в чем оно заключается? Как связан евангельский эпизод, рассказанный Иваном, с его состоянием? Чем может быть мотивировано рассказывание именно этого эпизода?

 

Литература обязательная:

1.ЛЭС статьи «Композиция», «сюжет», «фабула»

2.Хализев В.Е. Сюжет // Русская словесность 1994 №5

 

Литература дополнительная:

*3.Выготский Л. «Легкое дыхание» // Выготский Л. Психология искусства. Любое издание. Ч. 3. «Анализ эстетической реакции» Гл. VII.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал