![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение элементов теории массового облуживания для решения экономических задач. Практическое задание 4
Обоснование эффективности вариантов строительства объекта можно производить различными методами, исходя из критерия эффективности. В данном разделе пособия предлагается выбрать наиболее эффективный вариант строительства автозаправочной станции по критерию максимальной эффективности обслуживания клиентов. Для решения такой задачи целесообразно рассмотреть автозаправочную станцию как систему массового обслуживания. Основным признаком систем массового обслуживания является наличие некоторой обслуживающей системы, которая предназначена для осуществления действий согласно требованиям поступающих в систему заявок. Заявки поступают в систему случайным образом. Поскольку обслуживающая система, как правило, имеет ограниченную пропускную способность, а заявки поступают нерегулярно, то периодически создается очередь заявок в ожидании обслуживания, а иногда обслуживающая система простаивает в ожидании заявок. И то и другое в экономических системах влечет непроизводительные издержки (потери), поэтому при проектировании систем массового обслуживания возникает задача нахождения рациональной пропускной способности системы, при которой достигается приемлемый компромисс между издержками от простоя в очередях в ожидании выполнения заявки и простоя системы от недогрузки. В качестве примера применения системы массового обслуживания рассмотрим задачу проектирования автозаправочной станции (АЗС). Пусть необходимо выбрать один из нескольких вариантов строительства АЗС. Автомобили прибывают на станцию случайным образом и, если не могут быть обслужены сразу, становятся в очередь. Дисциплина очереди — «первым пришел — первым обслужен». Предположим для простоты, что во всех вариантах рассматривается только одна бензоколонка, а вариант от варианта отличается лишь ее мощностью. Предположим, статистические наблюдения позволили получить величину среднего количества клиентов μ, обслуживаемых в единицу времени. Обратная величина 1/μ определяет среднее время обслуживания одного клиента. Далее допускается стандартное предположение, что вероятность того, что обслуживание одного клиента, находящегося в процессе обслуживания в момент t, будет завершено в малом промежутке времени [t, t + τ ], приблизительно равна μ τ, где μ > 0. Вероятность того, что обслуживание не закончится, считается приблизительно равной 1- μ τ, а вероятность того, что будет закончено обслуживание двух или более клиентов, — пренебрежимо малой величиной. Тогда плотность распределения времени обслуживания имеет экспоненциальное распределение: F(t)= μ exp(- μ τ), t> =0 (9.1) Далее, исходя из того что клиенты прибывают на АЗС случайно, предполагается, что вероятность прибытия одного клиента за любой малый промежуток времени [t, t + τ ], начинающийся в произвольный момент времени t и имеющий длину τ, с точностью до пренебрежимо малых величин пропорциональна τ с некоторым коэффициентом пропорциональности λ > 0. Величина λ интерпретируется как среднее число клиентов, появляющихся в АЗС за единицу времени, а обратная ей величина 1 / λ — как среднее время появления одного клиента. Вероятность того, что за этот промежуток времени не прибудет ни одного клиента, считается приблизительно равной 1 - λ τ, а вероятность прибытия двух или более клиентов — пренебрежимо малой величиной по сравнению со значением λ τ. Из выдвинутых предположений в теории вероятностей делаются следующие выводы. Во-первых, промежутки времени τ между двумя последовательными появлениями клиентов удовлетворяют экспоненциальному распределению: φ (t)=λ exp(-λ t), t> =0 (9.2) Во-вторых, вероятность того, что за любой, уже не малый период времени T прибудет п клиентов, подсчитывается по формуле Р(п) = (λ T)" exp(-λ t)/n!, n - 0, 1, 2,... (9.3) т. е. входной поток заявок является пуассоновским. Обозначив отношение 1/μ через р, можно показать, что стационарный режим устанавливается при р < λ. Величину р называют нагрузкой системы. Тогда основные характеристики системы массового обслуживания определяются по формулам: ♦ коэффициент простоя системы
♦ среднее число клиентов в системе
♦ средняя длина очереди
♦ среднее время пребывания клиента в системе
♦ время пребывания клиента в очереди
На основе анализа значений приведенной системы показателей, характеризующих систему массового обслуживания, делается вывод о целесообразности выбора варианта строительства АЗС. Например, для общих условий постановки задачи по проектированию АЗС известны следующие данные: средний интервал между прибытиями автомобилей составляет 4 минуты. Варианты строительства АЗС имеют следующие средние времена обслуживания автомобилей: 5 мин, 3, 5 мин, 2 мин, 1 мин, 0, 5 мин. Результаты расчетов по исследованию различных вариантов строительства АЗС сведены в таблицу. Таблица 9.1 – Значение характеристик по вариантам строительства
Из анализа результатов расчетов следует. Первый вариант строительства АЗС не годен из-за того, что очередь в этом случае будет расти до бесконечности. Второй вариант хорош по показателю загруженности оборудования р - 0, 875 и, следовательно, малой средней доли простоя оборудования Е1 = 0, 125, но при этом варианте возникают большие очереди и,
следовательно, большие средние времена простоя автомобилей E4= = 27 мин 48 с. Третий вариант приводит к тому, что оборудование в среднем половину времени простаивает, но среднее число автомобилей в системе равно только 1, а средние потери времени равны 4 мин при среднем времени обслуживания 2 мин. В остальных вариантах очереди практически нет, но большую часть времени оборудование простаивает, поэтому эти варианты целесообразно отбросить как неэффективные. Окончательный выбор варианта проекта АЗС, очевидно, принадлежит лицу, принимающему решение (ЛПР), но предварительная рекомендация по результатам анализа может состоять в предложении третьего варианта, если исходить из того, что наблюдается постоянная тенденция роста автомобильного парка в стране. Данные для проведения расчетов по вариантам представлены в Приложении 6. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое система массового обслуживания, каковы ее основные элементы? 2. Классифицируйте системы массового обслуживания. 3. В чем особенность применения метода Монте-Карло для моделирования систем? 4. Приведите примеры применения теории массового обслуживания для решения экономических задач.
|