I. Ассоциативная
| II. Простая формальная
| Ш. Сложная формальная
| IV. Неформальная
|
Характеристика деятельности
|
Независимость от смысла и ситуации
| Смысл зависит от ситуации и полностью представим в точной форме
| В принципе то же самое, что и в колонке II, на практике зависимость от ситуации во внутреннем контексте; зависимость от внешней ситуации отсутствует
| Зависимость от смысла и ситуации, непредставимых в явном виде
|
Отношение к обучению
|
Деятельность врожденная или приобретаемая в ходе повторения действий
| Обучение с помощью правил
| Обучение с помощью правил, а также практики
| Обучение с помощью непосредственно понимаемых примеров
|
Игры на вспоминание (ассоциации), например " игры в города"
| Разрешимые и квазиразрешимые игры, например " ним" или " крестики-нолики" (алгоритмы поиска или просчитывания)
| Неразрешимые игры, например шахматы (глобальная интуиция и подробное просчитывание)
| Нечетко определенные игры, например загадки (перцептивное угадывание)
|
Лабиринтные задачи (метод проб и ошибок)
| Комбинаторные задачи (неэвристический анализ в терминах " средства и цели")
| Сложные комбинаторные задачи (планирование, анализ путей в лабиринте)
| Задачи с открытой структурой (интуиция, инсайт)
|
Пословный перевод (использование машинного словаря)
| Доказательство теорем с помощью машинных автоматических процессов (алгоритмы поиска доказательств)
| Доказательство теорем, для которых не существует машинно-автоматических процедур (интуиция и просчитывание)
| Перевод с одного естественного языка на другой (понимание языковых выражений в контексте их использования в языке)
|
Реакция на жесткий стимул (врожденные механизмы и классический условный рефлекс)
| Распознавание простых четких образов, например печатного текста, поиск признаков, конъюнкция, которых определяет принадлежность к соответствующему классу)
| Распознавание сложных образов при наличии шума (поиск закономерностей)
| Распознавание видоизмененных и искаженных образов (родовое распознавание или использование парадигм) [26]
|
Типы программ
|
Дерево решений, поиск по спискам, сравнение с образцом
| Алгоритмы
| Эвристики, служащие для сокращения перебора
| Никаких
|
Схема Дрейфуса в известной мере отражает многообразие видов познавательной деятельности, и ее можно использовать в качестве инструмента анализа определенных форм психологического познания и их культивирования. Так, современное обучение психологии направлено в значительной мере на формирование первых двух видов познавательной деятельности, наиболее простых как по своей структуре, так и с точки зрения способов управления ситуациями их развития. Курсы психологии так или иначе обусловливают введение и менее формализуемого третьего вида мыслительной деятельности. Его можно соотнести с областью решения большого числа психологических задач, связанных с использованием научных понятий и закономерностей для распознавания и классификации форм коллективного и индивидуального поведения характеристик личности, для планирования и выбора разных стратегий восприятия, запоминания и понимания, решения проблем, практического действия.