![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специально организованное, правильно и систематически осуществляемое обучение в виде разрешения разнообразных учебных задач расширяет возможности обучения.
Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда ученик активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий. При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная. Имеющиеся таксономии учебных целей, и особенно таксономия Б. Блума, широко используются в образовательных технологиях при построении системы типовых задач для определения конкретных умений учащихся. М.Е. Бершадский и М.Е. Гузеев приводят конкретный пример заданий для школьников из различных предметных областей, по результатам которых можно судить о различных уровнях обученности. Примеры задач для различных уровней учебных целей в познавательной области по Бенджамину Блуму.
Знание. · Дайте определение имени существительного. · Когда и где разворачивается действие рассказа и когда в тексте это становится ясно? · На какие две категории можно разделить все живые существа? · Вычислите значение выражения (9-177)/21+8. · Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Понимание. · Расскажите, что произошло с героями романа после эпизода, изображенного на иллюстрации. · Нарисуйте три картинки о событиях, которые происходили в начале, середине, и конце XIX века в Германии. · Расскажите коротко своими словами содержание параграфа. · Напишите сочинение (две-три страницы) с описанием обязанностей президента. · Приведите примеры того, как в рассказе подтверждается, что Даниле не безразличны чувства других людей. · Почему на географических картах используются символы? Применение. · Составьте предложение с использованием каждого из данных слов. · Изучив знаки на картах, составьте план маршрута для посещения трех исторических памятников в Подмосковье. · Найдите площадь класса, в котором вы занимаетесь. · Теперь, когда вы прочли почти весь рассказ, угадайте, чем он закончится. · Придумайте три практических ситуации, в которых вы сможете использовать изученный способ определения влажности. Анализ. · Какие события в этой истории действительно имели место, а какие выдуманы автором? · Чем период после гражданской войны напоминает период после войны в Афганистане, и чем они отличаются? · Распределите минералы этой коллекции по трем категориям. · Среди утверждений разбираемой статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями. · По описаниям десяти насекомых определите, к какому семейству относится каждое из них. · Какие из данных слов имеют латинское происхождение, а какие – греческое? · Синтез. · Выдумайте какую-нибудь страну и нарисуйте ее карту, используя не менее 15 географических элементов. · Представьте себе, что вы присутствуете на традиционной церемонии в Санкт-Петербурге. Напишите дневник событий. · Напишите свой рассказ «Му-Му» с позиции собаки. · Теперь, когда вы видели результаты экспериментов, предложите гипотезу, которая бы объяснила эти результаты. · Напишите данный отчет о событиях теперь в жанре фельетона. · Предложите различные способы решения проблемы озеленения школьного двора. Оценка. · Обязательно ли должны все кандидаты на пост мэра Екатеринбурга иметь высшее образование? · Сравните двух главных героев поэмы. · Нужно ли требовать от школьников навыков устных вычислений в век недорогих калькуляторов? Почему? · Оправдано ли насилие для исправления несправедливости? Объясните вашу позицию. · Какая среда из всех изученных вам больше нравится для жизни? Аргументируйте свой ответ. · В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура? (Б.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003. С. 144-146.) Отнесение большинства описанных учебных задач к определенному уровню обученности не вызывает сомнения, что, по замечанию цитируемых авторов, «и является необходимым критерием применимости таксономии для разработки системы мониторинга». В то же время некоторые из заданий, к примеру, на применение можно было бы отнести к уровню анализа или даже оценки. Во всяком случае, создатели различных образовательных технологий, как правило, стремятся к разработке собственных таксономий учебных задач. При всем разнообразии подходов привлекает внимание стремление специалистов с помощью таксономии проследить весь учебный процесс, создать систему учебного мониторинга не только для определения достижений учащихся, но и динамики всего учебного процесса. Одной из наиболее популярных является разработка известного чешского ученого Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения. Полнота и детальная разработанность таксономии учебных задач, а также то обстоятельство, что задания в ней упорядочены по когнитивной сложности и сопоставлены с количественным показателем (тип задач), позволяет использовать эту таксономию не только как оценочную шкалу, но и для разработки алгоритма учебных действий.
|