![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы преподавания психологии в вузе
Ведущей формой и методом обучения является лекция. Назначение лекции в настоящее время рассматривается как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. У лекционной формы обучения есть как сторонники, так и противники. Аргументы последних: – лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельность мышления; – отбивает вкус к самостоятельным занятиям; – многие студенты только механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить. В доводах противников лекции есть доля истины, но вместе с тем, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса. Думается, что указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса. Достоинства лекции: 1. творческое общение преподавателя с аудиторией, 2. эмоциональное взаимодействие с аудиторией, 3. экономный способ получения основ знаний в обобщенном виде, 4. активизация мыслительной деятельности, 5. побуждение к поиску, более углубленной проработке учебного материала. От преподавателя зависит, насколько полно он использует все потенциальные возможности лекции, как ведущей формы обучения. Основные функции лекции: · Информационная · Ориентирующая · Объясняющая (разъясняющая) · Убеждающая (доказательная) · Воодушевляющая, увлекающая, заинтересовывающая. Интересная лекция побуждает и стимулирует работу мышления. Следует отметить, что интересна лекция, которая имеет личностный смысл. И еще, новизна учебного материала не должна быть абсолютной, так как, если все новое и не на что опереться (нет знаний), то такая лекция неинтересна. Требования, предъявляемые к лекции: · нравственная сторона (основная направленность лекции это воспитание студентов); · научность, информативность (лекция должна обеспечивать современный научный уровень подачи материала); · доказательность и аргументированность (достигается наличием в лекции достаточного количества ярких и убедительных примеров, научных доказательств, обоснований, фактов и т. д.); · активизация мыслительной деятельности студентов; · четкая структура и логика изложения вопросов темы (это достигается благодаря тщательно продуманному плану изложения лекции); · эмоциональная форма изложения; · использование методических приемов обработки подаваемой информации (выделение главных мыслей и положений; подчеркивание выводов, определений; повторение отдельных мыслей в различных формулировках); · изложение лекционного материала доступным и ясным языком (следует разъяснять и писать на доске все вновь вводимые понятия, термины и названия); · использование (по возможности) аудиовизуальных, технических средств и дидактического материала, в том числе, раздаточного. В зависимости от содержания и характера излагаемого материала лекции по своей структуре могут отличаться друг от друга. Но есть общие методические положения: 1. После сообщения темы – студенты записывают план лекции. Преподаватель излагает материал в строгом соответствии с планом. В ряде случаев бывают отклонения, когда преподаватель сообщает: «Этот вопрос Вы проработаете самостоятельно по учебнику к следующему практическому занятию» и после этого переходит к рассмотрению очередного вопроса плана. Обычно студенты по плану лекции готовятся к семинарскому занятию. Возможны случаи, когда вопросы даются в более широком контексте. 2. Далее можно связать предыдущий материал с тем, что предстоит узнать. Показать место данной темы в структуре изучаемой дисциплины 3. Изложение вопроса темы может иметь как индуктивный характер (примеры, факты, которые подводят к научным выводам), так и дедуктивный (сначала определение понятия, сущность закона, а затем конкретные примеры, доказательства, возможности приложения). 4. После каждого вопроса преподаватель делает краткие выводы, используя прием повторения либо интонационно. 5. В конце лекции делается общий вывод. Это итог (квинтэссенция) того, что узнали на данной лекции. 6. В заключение можно ответить на вопросы студентов, можно сообщить следующую тему лекции, можно уточнить задание к семинарскому (практическому) занятию. На лекции преподаватель не только дает информацию, но и руководит работой студентов, а именно: · контролирует ведение конспекта; · обучает методике записи и оказывает помощь в этом (замедляет темп изложения информации, делает паузы, повторения); · использует приемы активизации и поддержания внимания (риторические вопросы, шутка-разрядка, ораторские приемы: жест, изменение позы, модуляции голоса и др.). Соблюдение всего этого позволит решить главную психологическую задачу лекции: «Привлечь внимание студентов, захватить его и удерживать в течение всей лекции». Передачу информации обучаемым обеспечивают следующие составляющие: · знание материала и умение передать информацию студентам; · хорошая дикция; · внятное и звучное произношение; · приветливое и доброжелательное выражение лица; · элегантный внешний вид; · хорошие манеры (умение держаться, устанавливать контакт, не увлекаться жестикуляцией); · культура преподавателя, которая находит свое отражение не только в речи, но и во всем поведении Следует отметить, что, развитие системы вузовского образования, ее гуманизация привели к появлению новых лекционных форм: · Проблемная лекция. Если в информационной лекции дается (объясняется) готовая информация, то в проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Поставив проблему, преподаватель шаг за шагом подводит студентов к цели. · Лекция вдвоем – это развитие проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Скажем, представители двух различных научных школ, теоретик и практик и т. д. Важно, чтобы была продемонстрирована культура дискуссии, быстрая реакция и способность к импровизации. · Лекция – визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Подготовка такой лекции состоит в перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, схемы, рисунки и прочие виды наглядности). Необходимо подчеркнуть, что в процессе преподавания психологических дисциплин новые лекционные формы находят все более широкое применение.
|