![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Исследование избирательности внимания
Методика 2.1 Тест Мюнстерберга (ТМ) Материал методики состоит из бланка теста – небольшой карточки с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Среди этого фона скрыты слова разной степени сложности. Все слова — имена существительные в единственном числе именительного падежа. Задача испытуемого возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть. Тестирование возможно в групповом варианте, если группы небольшие (3-5 человек), но лучше тест проводить в индивидуальном эксперименте. Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания. Материал. Бланк, ручка, секундомер. Инструкция. Вам будет дан текст с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и вопросов нет, тогда «Начали!» После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнил предложенное ему задание. Обработка результатов. Показателем избирательности внимания в этом исследовании является время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тексте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия. Показатель ТМ вычисляется из оценки времени Т с поправкой на ошибки – пропуски слов С. (табл. 4, 5). За каждое пропущенное слово снижается по 1 баллу. Расчетная формула имеет простой вид: А = Т – С.
Таблицы для оценки успешности по тесту Мюнстерберга Таблица 4 Таблица 5
Средние данные по студенческой группе: При анализе возрастной изменчивости половые различия также почти не прослеживаются. Влияние возраста на эту характеристику внимания более заметно – с 18 до 21 года наблюдается улучшение избирательности внимания (почти на 2 балла), начиная с 21 года – систематическое и постепенное снижение этой функции; в возрасте 28 – 33 года ее уровень несколько ниже, чем в возрасте 18 лет. Показатель ТМ коррелирует с показателем общего интеллекта (р=0, 05), с показателем общей успешности по академической успеваемости корреляционная связь статистически незначима. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3х баллов, то важно по самоотчету и наблюдению заходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации, скрытое нежелание тестироваться. Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.
|