Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование истории как науки в ранее новое время.






На сегодняшний день нет обобщ. учеб. по истории истор.науки, в связи с чем ученые в начале XXI века столк. с ситуацией «сапожников без сапог». Этим фактором и определяется актуальность данной темы.

Эпоха раннего нового времени характ. созданием национ. государств в Европе, реформацией и секуляризацией сознания (т.е. формированием рациона. отношения к миру), что стало принцип. моментом в процессе складывания истории как науки. Безусловно, предпосылки этому были заложены в предшеств. эпоху Возр. Именно гуманисты Ренессанса возродили идеи ант. авторов, поставив в центр мира человека, как венца творения Бога. Огром. влияние оказали и греч. интеллектуалы, переселивш. на Апеннины после падения Византии. В 15 в. произошло складывание двух основных школ: политико-риторич. и эрудитской, в рамках которых закладывались базовые принципы историопис. – критика источника и проверка его на подлинность (Леонардо Бруни, Лоренцио Валла). Если в эпоху «темных веков» история восприним. как божеств. проведение, то в Возрождение история стала деянием самих людей. Таким образом, взгляд на историописание гуманистов стал определ. точкой для формирования национ. историографий.

Основн. характеристики периода XVI-XVII вв.: 1) Стремл. создать собств. национ. историю.

2) Повсеместно при дворах появляется должность придворного историографа (В Англии – Полиодора Вергилий).

Перевод Библии на национ.языки.

Разные государства по-разному восприняли гуманист. идеи: слабее всего они оказали влияние на Англию. Но в Англию в начале 16 в. был приглашен итальянец Полиодор Вергилий, который в результате работы с источниками, написал труд «история Англии» в 27 томах. В своем труде он попытался опровергнуть все неправдоподобное, дал природно-географ. характеристику Британии. Пришел к выводу, что в истории бушуют страсти, сама история определяется жаждой власти.

Во Франции прослеживается наиболее полная преемственность гуман. идей эпохи Возрож.. Вклад внесли такие деятели, как Клод Дессесиль, Павел Эмилий из Вероны, они были приглашены королем для написания истории королевства. Во Франции шел актив. процесс открытия университетов. Но в 60-90 гг. XVI в. Францию потрясают религ. войны, которые приводят к формированию трех лагерей в историописании: католиков (сохранение старой веры, работа Барония «Церковные Анналы»), гугенотов (влияние гуманистов, уделение внимания античной традиции) и политиков (стремление занять нейтральную гражд. позицию). Работа Жана Бодена (политик), где автор демонстр. историко-топограф.подход, пытается объяснить историю с т.з. географ. фактора.

В «Церковных Анналах» освещается период церков. истории от возникн.христианства до 1198 года. Автор демонстр. в своём труде истор. анализ источников, критичес. подход к ним, широкую эрудицию. Изложение ведётся в строго хронологич. порядке. Проведя громад. работу в архивах и в Ватиканской библиотеке, Бароний привлек большое количество источн. по церков.истории, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее неизвестные. Бароний впервые в средневек. истории использовал в работе археолог. данные, в частности результаты раскопок римских катакомб.

Германские земли. Сложности в том, что не было единого немец. государства. Общенациона. история была написана только в 19 в., но при этом каждый князь стремился создать свою историю. Постепенно религ. раскол и 30-летняя война сводят на нет гуман. влияние в немецких землях.

В результате вся Европа оказалась расколотой на реформацион. и контрреформацион. лагеря, где развитие историописания имело свои особенности. В католическом лагере – деятельность мавристов, в лице Жана Мабельона. Было составлено многотомное издание жития святых. Они продолжали традицию «эрудитской» школы. Мабельон стал основателем дипломатики (изучал акты); разработал методику определения подлинности документа. Протестантский лагерь – представитель Ф.Меланхтон (сподвижник Лютера), провел евангелистич. реформу университ.. Им была написана работа «Всемирная история» - с протестант. точки зрения. В плане развития истор. науки протест. мир проиграл.

XVII в. прошел под знаменем формирования картезианства (направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту), как основа научного знания. Основателем франц.философии стал Декарт с работой «рассуждение о методе», где история рассматривалась как собрание небылиц, невежеств. Метод Декарта: 1) Разложение изучаемого явления на простые составляющие части. 2) Все подвергать сомнению. Анализу. 3) тотальное описание элементов. 4) Составление классификации, каталогов. Метод Декарта лег в основу исторической науки.

В Англии в это время вершиной периода было творчество Френсиса Бекона (16-17 вв.) Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научн. Исслед., часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окруж. мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Его историч. сочинение «История царствования Генриха 7», политический памфлет против Стюартов.

На период XVII-начало XVIII выпадает процесс создания королев. архивов. В 1666 г. Людовиком XIV была создана Француз. Академия наук. Она была на передовом фронте научных исследований в Европе в XVII и XVIII веках.

Пройдя период Реформации, европейское историописание освободилось от теоцентристского представления развития человечества. Теперь история стала деянием людей.

Итоги:

В основе своей сложились вспомогательные исторические дисциплины.

Разработан рациональный подход.

Повсеместно были написаны национальные истории.

Было выработано представление: что такое история?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал