Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая наука в XIX – начале XX в.






На сегод. день нет обобщ. учебника по истории истор. науки, в связи с чем ученые в начале XXI века столкн. с ситуацией «сапожн. без сапог». Этим фактором и определ. актуальность данной темы. Предыд. этап разв. историописания подготовил почву для формир.я истории, как науки. Слож. методология, были выработ. рац. подходы. Именно период XIX в. является временем рождения науч. знания: появл. класс. историков. Рубеж XVIII-XIX вв. можно охарактериз. как общеевропейс. кризис, который послужил толчком к формир. национализма.

Несмотря на то, что Англия вышла из войны с Наполеоном победительницей, происходит уход в национ. прошлое, стремление уйти от сегодняшнего дня. Записан национ.эпос – Вальтером Скоттом. На тщат. изучении архив. материала, он пишет свои работы «Пуритане», «История Шотландии». В XIX в. Англия становится мастер. мира, склад. Брит. Колон. система, что пробуждает интерес к мировой истории, экономике. В 30 гг. был создан публичный Архив. В 1868 г. – создана общенацион. ассоциация истории, которая получила статус королев.. Английс. Историоп. XIX в. было представлено двумя направлен. – вигская и торийская. Тори – консерваторы. Центром торийской историографии оставался Оксфорд. Характ.черта – уход в историю средних веков. Основатель школы – Вильям Стаббс. Он актуализирует проблему мифа о норманн. завоевании. До него 2 т.з.: 1) завоевание это благо, английс. дворянство прямые потомки норманн. баронов. 2) национ. трагедия. Разрушили древнее англо-саксонское устройство. Стаббс пришел к промеж. Т. З., рассматривая этот сюжет, он приходит к проблеме генезиса феодализма. Это процесс объективно протекал в Англии, независимо от завоевания. Т.о. идеи Стаббса стали актуальны: идея прогресса, существование внутренней историч. закономерности, стремление к моральной оценке. Представитель шотланд.истор.школы: Томас Корлей. Его работа «Французская революция», главные герои револ. – голод, нищета. Негатив. оценка революции. Революция это регресс. Реабилитир. Кромвеля. В целом торийская историогр. была маргинальной и не поддерживалась партией Вигов.

Вигская историография на вершине. Джон Актон – поставил вопрос о методологии истории. Самый видный представитель – Макалей. Главная работа – «История Англии», восхваление конституц. монархии, блестящий литер.стиль.

Неокантианство. Вершиной стала социология. Неокантианство – обращение к немецкой историографии 1/2 19 в. Работа Тойнби «Постижение истории», он преодолел англоцентризм, занялся культ. историей. Выработал идею локал. цивилизаций. Творчество Коллингвуда, критикует концеп. «ножниц и клея». Критик. Упрощен. Представление об истор. Нэмир (историк) использ. Просопограф. Метод, на примере эпохи Георга 3 в Анг, проанал. Биографии всех членов палаты общин.

Характерн. Черты Брит. Историограф: слаб влияние гуманист. Традиции, история рассмтр. Как вид искусства, преобладание честно. Собств. В архивном и библит. Деле., жесткая политезированностьисториоп.: виги и тори.

Франция. В 90-е гг. нац. Конвент издал декрет о национализац. Всего истор. Наследия фран нации. Были созданы: нац.архив, нац. Библиот. Создана система лицеев, история в системе преподав. Заняла центр. Место. XIX в. в ист. Франции складыв. Республикан. Идеала. Проводятся реформы образов. Романтическая историогр. Завоеван Наполеонаи крах Фрю. В рамках венского конгресс. Привело к формир. Романтическ. Историографии. Лицом ее стал Дюма со своими романами об эпохе Людов. 13-14. Уход в национ. Прошлое. Ром. Исторограф. Это проявление кризиса нац. Самосознания и поиска выхода из него. Представители: Гизо, Минье, Тьер. Главная тема – осмысление истоков В.Ф.Р. и? м. ли было ее избежать.

Минье «Фран. Революция»В основе – классовый подход. В их работах – революция это неизбежный рез-т предшеств. Развития. Революция 48-49 гг. привела к краху романт. ИсториограФ.

Позитивисткая историог. Носила буржу. Хар-р, основатель – Конт 1) нет различия м\у гуман. И естественными науками 2) есть общее здание науки. 3) вершиной знания явл. Социология. 4) история падчерица социологии. 5) социол. Изучает закономерности ист. развития. 6) соц. Облад. Прогностич. Функцией. Позитивист. Методология заняла госпл. Позиции в эпоху III республики.

Именно в рамках этой трад. Появл. 1-ый учебник по методологии истории – Ланглуа и Сеньобоса «Введение в историч. Науку» (источник это след, оставлен. Мыслями и действиями некогда живш людей). Нет документов – нет истории.

Лицом позитив. Исследований стал Олар и его школа. Историки-позитивисты заняли унив. Кафедры, возглавляли журн. В годы 3 Респубоики складыв. Самостоятел. Историограф. Направления: 1) либер. 2) консерв. 3) демократ. Это свидетельст. О зрелости ист.науки и складыв. Институц. Форм. Либералы- позитивисты; Консерваторы - Таквиль, анализ старого порядка.Демократы – Мишле «История Римской респ», работа о Франц. Революции.

К концу XIX в. появилась критика позитивизма, это означал. Поворот от историч. Оптимизма к ощущению тревоги и неуверен. (Дюргейм, Берр). Он поставили? 1) критика идеи прогресса 2) бездумная фактография. 3) обратили внимание на марксист. Идеи. 4) призвали к истор. Синтезу. Характерные черты французско историч. Науки: 1) стала правопреемницей идей просвещения 2) широкий антрополог. Подход, выраженный метафиз. Уровень теорит. Обощения., полная национализация архивов, библиотек.

Германи я. В этот период сложил. Классич. Основание ист.науки. Историко-филологич. Направление: представители – Бек. Интерес его – греческая история. Иоган Дройзен (ученик Бека), в своей работе исзложил систематич. Методологию и философию истории. Это направление оказало влияние на разв. Археологии ант.памятников. Показательным явл. Изыскания Шлимана.

«Школа истории права» Савиньи. Право – выражение нционального народного духа.

«Школа Л. Фон Ранке». Сосредотич. На филологическ. Критике германских древних актов. Был приглашен в Берл. Универ.Главный способ обучения – семинары. Из его семинаров вышли – Дрозен, Момзен, Зибель. Метод Ранке: внешняя критика источника 2) храктеристика эпохи 3) проблема авторства 4) анализ текста 5) проблема перевода. Из этого вытекает? о подлинности источника. 6) внутренняя критика (анализ содержания) использование сравнительного ист. метода. 7) источниковый синтез – определение места и значения источника в ист. контексте.

«Писать историю как это было на самом деле».

Расцвет школы Ранке переживает в творчестве Момзена. Его работа «История Рима», главная идея – в демократической монархии Рима видит единой немецкое гос-во.

Первый общенац. Съезд нем. Историков состоялся в 1819, 1846, 1895 гг., выход в свет ист. журналов.

Зарождение Марксизма. Появился как маргинальное направление. Сам маркс назвал 3 ист. марксизма: 1) немецкая класс. Философия 2) английская политэкономия 3) франц. Утопический социализм. Маркс выделил понятия об-эк формация. В основе – способ производства. Смена формаций – в результате конфликта между производ. Силами и производ. Отношениями.

Неокантианство. В у. XIX в. Германия берет курс на мир. Гос-во. Возрождение идей Канта (идеалист. Филос). Представители: Ницше, Дильтей, Бургхард. Противопоставление между ранкианск. И неокантианской историографией – привело к формированию в Германии особой школы «Культурная история». (М. Вебер) В их работах – синтез между социологией Маркса, нем. Класс. Филосф, политэкономией).

Особенности нем. Истор. Науки: 1) мощное теоретич. И методолошич. База нем. Ист.науки. 2) децентрализация архивов и библ. 3) сильное влияние теологии н ист. науку. 4) сильная связь истории с философией.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал