![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синестезии
(Опубликовано в издании: Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: Сборник статей по материалам научной конференции / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 128 с.)
В русле идей Я.Мукаржовского, Р.Арнхейма выдвигается и обосновывается тезис о том, что в порядке постановки вопроса уместно говорить о законе сохранения энергии применительно не только к физическому и психическому аспектам художественной деятельности, но и к духовному аспекту. В этой связи художественный талант связывается с особой регуляцией энергетического процесса художественно-творческого акта. Многие художники переводят разнообразные чувственные впечатления в ту эстетическую модальность, с какой они по преимуществу имеют дело в своем виде искусства, т.е. осуществляют, если пользоваться терминологией С.Эйзенштейна, акт «синэстетики» (понимаемой как эстетическая, художественная форма синестезии). Б.Асафьев, например, говорил о том, что все разнообразные впечатления приобретали у него по преимуществу «музыкально-интонационный» характер. Заслуживает серьезного изучения «перевод» одной модальности впечатлений в другую художественно-эстетическую модальность с энергетической точки зрения. Согласно одной из гипотез, синестезия объясняется наличием некоторых качеств, общих для ощущений различных модальностей (Е.Хорнбостел, 1931). Среди этих качеств называют " интенсивность" (С.Стевенс, 1962), но интенсивность –энергетический параметр, причем параметр не только физической и психической энергий, но и духовной, в частности, художественной энергии. Правдоподобна гипотеза о том, что при «переводе» художественно-эстетических впечатлений (ощущений) из одного вида модальности (например, звуковой) в другую (например, в цветовую) наблюдается соответствие такого энергетического параметра, как интенсивность (звука и цвета). Факт такого соответствия (коль скоро он будет зафиксирован) может служить одним из аргументов в пользу применимости закона сохранения энергии к художественно-эстетической сфере. Не этот ли закон лежит в основе практических поисков общезначимых аналогий в области цветомузыки (М.Гринволт, 1918, П.Тюдо-Харт, 1922, А.Ласло, 1925, Б.М.Галеев, 1967 и др.)? Поскольку исследователи (Д.Еллсон, 1941, Т.Ховеллс, 1944, В.Дж. Брогден, 1947 и др.) допускают возможность обучения и развития синестезической способности, представляется важным в процессе такого обучения учет способности регулировать художественную энергию, опираясь на закон сохранения энергии (в частности, интенсивности). Изучение энергетического аспекта синэстетики неразрывно связано с исследованием таких проблем, как кинестезия, динамизация (одушевление) формы и эмпатия (см. об этом: «Синэстетика, эмпатия и личность». В сб.: Синтез искусств в эпоху НТР. Казань, 1987).
|