![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. Я. Басин⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Энергетический аспект синестезии..........211
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ........................................ 213
Изд. БФРГТЗ «СЛОВО» Подписано в печать 15.04.2010. Формат 60х90 1/32 Тираж 300 экз. Отпечатано на множительном участке ООО «СИМС» [1] Юренев Р. Историк, критик, публицист / Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 т. – М., 1963‑ 1968. Т.5. С. 7. [2] Рошаль Г. Через всю жизнь / Эйзенштейн в воспоминаниях современников. – М., 1974. С. 181. [3] Козинцев Г. Сергей Эйзенштейн / Эйзенштейн в воспоминаниях современников, С. 196. [4] Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 т. – М., 1964-1971. Т.3. С. 288-289. [5] Там же. Т.1. С. 103. [6] Там же. Т.1. С. 82, 271; Т.2. С. 121-122. [7] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 4. С. 425. [8] Там же. С. 423. [9] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 4. С. 679-680. [10] Там же. С. 663. [11] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 3. С. 45-46. [12] Там же. С. 54. [13] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.3. С. 56. [14] Там же. C. 319. [15] Там же. С. 321-323. [16] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 3. С. 342-343. [17] Цит. по: Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. – М.. 1976. C. 68. [18] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 3. С. 199-203. [19] Там же. С. 208-212. [20] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 122. [21] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 330. [22] Эйзенштейн С. Избранные произведения Т.2. С. 518. [23] Там же. С. 330. [24] Там же. С. 545. [25] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С.477. [26] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 482-483. [27] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т.2. С. 476. [28] Там же. Т.3. С. 38-39. [29] Эйзенштейн С. Избранные произведения. Т. 3. С. 38-40. [30] Там же. С. 313. [31] См. об этом в наших работах: Е. Басин. «Двуликий Янус» /о природе творческой личности/, М., 1996; Е.Я. Басин. Энергетический аспект художественного творчества. /Искусство и психология. М.2003/ [32] См. антологию «С.М. Эйзенштейн. Психологические вопросы искусства», М.2002 и нашу вступительную статью к ней. [33] В скобках римская цифра обозначает – том, арабская – страницы по изданию: Эйзенштейн С. Избран. произв. В 6-ти т. М., 1964-1971 [34] Оствальд В. Энергетический императив. 1913. Спб., 1913, с. 151 [35] С.М. Эйзенштейн. Психологические вопросы искусства, с. 94-97, 296 [36] С.М. Эйзенштейн. Психологические вопросы искусства, с. 294 [37] См. И.М. Розет. Психология фантазии. Минск, 1977, с. 35-39 [38] См. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М. 1946, с. 655-656 [39] В.С. Мерлин. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 11-14, 134 и др. [40] Л.С. Выготский. Психология искусства. М. 1968, с.274, см. также 258, 316 [41] См. «Бессознательное», т. IV, Тбилиси, 1985, с.97 [42] Сама идея экономии энергии возникла очень давно, еще раньше, чем само понятие энергия. Хорошо известен афоризм Лейбница: «мудрому не свойственно тратить силы сверх надобности»/ Позже эта идея нашла свое выражение в «принципе наименьшего усилия» Г.К. Ципфа, в работах Э. Маха, Н.П. Рашевского и др. См. Г.А. Голицын. Информация и творчество. М., 1997, с. 35 [43] О различии и противоположности принципа экономии в быту и в искусстве сходные соображения высказывает Л.С. Выготский /со ссылками на Фрейда/ /См. Л.С. Выготский. Психология искусства, с. 252-258/ [44] Характеризуя основной феномен кинематографической подвижности изображений, Эйзенштейн говорит, что этот феномен рождается из разновидности «физического /подчеркнуто мною - Е.Б./ феномена-темпа» /III, 289/. Но из этого же рождается и кинематографическая выразительность
[45] Ср. у Выготского: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело …» /Л.С. Выготский. Психология искусства, с. 322/ [46] Там же, с. 320 [47] См. об антиэнтропийной сущности искусства в книге В.И. Самохваловой «Красота против энтропии», М, 1990, с.60 и др. [48] С.М. Эйзенштейн. Психологические вопросы искусства, с. 296 [49] См. «The Creative Person», 1961. p. VI-15; Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. N. Y., p. 488, 533-537, 547; Kaestler A. The Act of Creation. L., 1964, p. 188, 296, 374, 386-387; «Creativity in Childhood and Adolescience», 1965; Rugg H. Imagination. N. Y., 1963, p. 227. [50] См. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983, с. 81-82. [51] Марков М. Об эстетической деятельности. М., 1957, с. 166. Намеки на универсальное понимание эмпатии встречаются в более ранней литературе (см. Лапшин И. И. Художественное творчество. Пг., 1922). [52] Не случайно авторы, исследующие механизм эмпатии, часто сосредоточивают свое внимание на механизме актерского перевоплощения. См. Marcus S. Empatia (cercetari experimentale). Bucureshti, 1971. [53] См. Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977, с. 92. [54] Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии. В сб. «Вопросы эстетики», вып. 6. М., 1964, с. 50, 60-61. [55] См. «Художественная деятельность (Проблема субъекта и объективной детерминации)». Киев, 1980, с. 77. [56] Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1982, с. 3. [57] См. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы). – «Вопросы психологии», 1975, № 2. с. 150. [58] См. об этом в других наших работах: «К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества» (1985), «Диалектика художественного творчества (личностный аспект)». – В сб.: «Ежегодник Философского общества СССР. 1985». М., 1986. [59] См. Maslow A. H. The Psychology of science. N. Y., 1966, p. 49-52, 103-112. [60] Gordon W. L. Synectics. N. Y., 1961. См. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, 1985, с. 110, 114, 250. [61] См. «The Creative Process in Science and Medicine». Amsterdam, 1975, p. 7-18. [62] См. Rugg H. Imagination, p. 227. [63] Дубровский Д. И. Проблема идеального, с. 74-92. [64] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 324. [65] См. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы. – Сб. «Психология формирования и развития личности». М., 1981, с. 5. [66] См. Пушкин В. Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967, с. 149-150. [67] См. «Проблемы динамической локализации функций мозга». М., 1968, с. 328-332. [68] Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1973, с. 116, 258. [69] Rugg H. Imagination, p. 227. [70] Von de Geer J. P. A. Psychological Study of Problem Solving. Amsterdam, 1957, p. 133. [71] Станиславский К.С. Собр. соч., т. 6, М., 1959, с. 81-82. [72] Цит. по: Якобсон П. М. Беседа с А. Н. Туполевым о процессе его работы. – «Вопросы психологии», 1973, № 5, с. 117. [73] См., например, Успенский В. А. Поэтика композиции. М., 1970. [74] Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии, с. 60-62. [75] Ярошевский М. Г. Категориальная регуляция научной деятельности. – «Вопросы философии», 1973, № 11, с. 84-86. [76] Пономарев А.Я. Психология творчества. М., 1976, с. 16. [77] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 6, с. 74-75. [78] Lowenfeld V. and Britten W. L. Creative and Mental Growth. Sixt. ed. N. Y., L., 1975. [79] Райков В. А. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества. – «Психологический журнал», 1983, т. 4, № 1, с. 108. [80] Басин Е. Я. Творчество и эмпатия//Вопросы философии. 1987. №2. [81] Marcus S. Empatia (cercetari experimentale). Buc., 1971.
[82] См. Воррингер В. Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 459-475. [83]Там же. С. 459, 462. [84] Там же. С. 468 [85] Басин Е. Я. Эстетические взгляды Э. И. Грабаря (к вопросу о живописном реализме)//Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М., 1985. С. 230- 231. [86] Петров В. Череда эпох и эволюция искусства: опыт количественного исследования//Творчество в искусстве. Искусство творчества. М., 2000. С. 47. [87] Петров В. М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996. С. 6. [88] Абрамова 3. А. Эдуард Пьетт и его роль в изучении первобытного искусства// У истоков творчества. Новосибирск. 1978. С. 20. [89]Столяр А. Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания//Ранние формы искусства. М., 1972. С. 65. [90] Там же. С. 69. [91]Селиванов В. В. Человек и зверь (о двух ведущих типах палеолитического искусства)//Первобытное искусство. Новосибирск, 1976. С. 29. [92] Столяр А. Д. Эволюция формы «натурального макета» в генезисе верхнепалеолитического анимализма//У истоков творчества. Новосибирск, 1978. С. 87. [93] Килуновская М. Е. Проблемы датирования петроглифов Тувы (роль сравнительно-типологического метода//Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 1998. С. 57. [94] Цапко Ю. Г. Искусство энеолитической эпохи в контексте «большого стиля»//Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово. 1998. С. 63. [95] Филиппов А. К. К вопросу об эволюции верхнепалеолитического наскального искусства // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 1998. С. 28. [96] Воррингер. Цит. соч. С. 466.
[97] Маркус. Цит. соч. С. 28 - 30. 45. [98] Воррингер. Цит. соч. С. 460. 467 - 468. [99] Аронхейм Р. Цит. соч. С. 75.
[100] Селиванов В. Цит. соч. С. 26. [101]Воррингер. Цит. соч. С. 467. 470.
[102]Столяр А.Д. Цит. соч. 1972. С. 65. [103] Килуновская М.Е. Цит. соч. С. 58. [104] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 461. [105] Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М.. 1974. С. 118. 27 [106] Там же. С. 118, 121, 325. [107] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. С. 102-103.
[108] Выготский Л. С. Т.З. М., 1983. С. 139. [109]Семенов С. А. Производство и функции каменных орудий//Каменный век на территории СССР. М, 1970. С. 8.
[110] Спиркин А. Г. Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека // Вопросы философии, 1954. № 5. С. 66 - 71. [111] Поршнев Б. Ф. Цит. соч. С. 462. [112] Столяр А. Д. Цит. соч. С. 38 - 39. 122 [113] Топоров В. Н. Цит. соч. С. 77. [114] Раевский Д. С. Мифологические универсалии как инструмент интерпретации явлений архаической культуры//Международная конференция по первобытном; искусству. Кемерово. 1998. С. 47. [115] Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства//Ранние формы искусства. М. 1972. С. 279. [116]Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства//Ранние формы искусства. М., 1972. С. 280. [117] Там же. С. 278. [118] Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. С. 196. [119] Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. С. 196. [120] Подольский М. Л. О композиционной цельности наскального искусства/Меж дународная конференция по первобытному искусству. Кемерово. 1998. С. 71.
[121] См. Столяр А. Д. Цит. соч. 1976. С. 22. [122]Максимова Д. А. Первобытное искусство как единство художественно-образного и понятийного освоения мира/У истоков творчества. Новосибирск, 1978. С. 15. [123] Столяр А. Д. Цит. соч. 1972. С. 66. [124] См. Селиванов В. В. Цит. соч. 1976. С. 38. [125] См. Авдеев А. Д. Происхождение театра. М.-Л., 1959. С. 41 - 51. [126]Семенов Ю. И. Как возникло человечество М., 1966. С. 323. [127]Kagan J.The Concept of identification//Psychologikal Revew, v.65, N 5, 1958. P. 297. [128]Зигфрид В. Танец - искусство движения: красота как свойство поведения//Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995. С. 126. 153. [129] См.: Гроссе Э. Происхождение искусства. М., 1899. 51 См. Авдеев А.Д. Цит. соч. 1959. С.73 - 80. [130] См. Авдеев А. Д. Цит. соч. 1959. С. 73-80.
[131]Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 21 - 22. [132] Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. М., 2002. С. 102 - 103. [133] Там же. С. 100 - 101. [134]Bandura A., Walters R.H. Social learning and Persoonality Development NY., 1964. Р. 90. [135]Валлон А.. Цит. соч. С. 138 - 139. [136] Там же. С. 155 - 156. [137] Там же. С. 155 - 156. [138]Лекомцева М. И. К анализу смысловой стороны искусства аборигенов Грут-Ай-Ленда (Австралия)//Ранние формы искусства. М., 1972. С. 316. [139]Мириманов В. Б. Стилистическая эволюция наскальной живописи Сахары//Ранние формы искусства. М., 1972. С. 394. [140] Фролов Б. А. Палеолитическое искусство и мифология//У истоков творчества. Новосибирск. 1978. С. 107. [141] Пршнев Б. Ф. Цит. соч., 1974. С. 466 - 468. [142] См.: Maier H.W. Three theories of Child Development NY, 1965.P. 108, 194, 204. [143] См.: Сакулина Н. П. Изобразительное творчество детей/Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 25. [144] См.: Тэйлор. Цит. соч. 1939. С. 206 - 207. [145] См.: Выготский Л. С. Т. 1. С. 352 - 353.
[146] Там же. С. 123. [147] Там же. С. 123. [148] Там же. С. 217. [149]Иванов В.В. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии / Ранние формы искусства. М., 1972. С. 130 – 133. [150] См. Поршнев Б.Ф. Цит. соч. С. 317. [151] Иванов В.В. Бессознательное, функциональная ассиметрия, язык и творчество/Безсознательное.Т.IV, 1985. С. 254-255. [152]Бан П. Ж. Секс на скалах. Факт или заблуждение / Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово. 1988. С. 145. [153]См. Mak-Kellar P.Imagination and thinking/Psychological analisis L, 1957. Р. 101 - 107. [154] См. Труды по знаковым системам. Тарту. 1965. С. 345 - 346. 76 См. Тэйлор Э. Цит. соч. С. 503. [155] См. Тэйлор Э. Цит. соч. С. 503. [156]Ehrenzweig A. The Hidden Order of Art / A Stady in the Psychology of Artistic Imagination. L., 1968. P. 261 - 262. [157] Иванов В. В. Цит. соч. 1976. С. 56. [158] Эйзенштейн С. М. Цит. соч. 2002. С. 104. [159] Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. С. 176. 81 [160] Лихачев Д. С. Поэтик древнерусской литературы. М., 1979. С. 157. [161] Выготский Л. С. Т.2. С. 405.
[162] Арнхейм Р. Новые очерки о психологии искусства. М., 1994. С. 74 [163] Выготский Л. С. Т. 4. С. 216.
[164] Г.В. Иванченко. Совершенство в искусстве и в жизни. М., 2007, с. 6-9 [165] Там же, с. 99-100 [166] Н.Гартман. Этика. С.-П., 2002, с. 391 [167] Л.С.Выготский. Психология искусства. М., 1986, с. 75-78 и др. [168] С.Эйзенштейн, яркий представитель эстетического типа, с детства отмечал у себя «естественную тягу к закономерности и гармонии – до степени пламенной страсти…» (С.Эйзенштейн. Избр. произв. в 6 т., т.1, М., 1964, с.89). [169] Б.В.Зейгарник. Теории личности в зарубежной психологии. МГУ, 1982, с. 75-77 [170] V.Lowenfeld and W.Z.Britten. Creative and Mental Grouth. N.Y., L., 1975 [171] И.Ю.Шехтер. Живой язык. М., 2005, с. 88-89 [172] Ван Гог. Письма. Л., М., 1966, с. 232, 330 [173] Н.А.Дмитриева. Ван Гог. Человек и художник. М. 1980. с. 365 и др. [174] В.П.Шестаков. Гармония как эстетическая категория. М., 1973, с. 6, 199, 206 и др., Г.В.Иванченко. Совершенство, с. 12 [175] Г.В.Иванченко. Совершенство, с. 12 [176] Например, Ван Гог пишет, что в процессе работы у него появляются качества, которыми он раньше не обладал. Среди них он называет «широту» (Ван Гог. Письма, с. 117, 275 и др.). [177] С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1945, с. 500 [178] Н.Гартман. Этика, с. 399 [179] С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии, с. 500 [180] Ван Гог. Письма, с. 82 [181] Там же, с. 124 [182] Там же, с. 131 [183] Ван Гог. Письма, с. 159 [184] Там же, с. 148 [185] Там же, с. 110 [186] Этика художественного творчества, М., 2006, ч. I, с. 203 [187] Ван Гог. Письма, с. 160 [188] С.Маковский. Мастерство Серова // Аполлон. – 1912. – №10, с. 11 [189] Проблема «адресата» и «нададресата» интересно проанализирована в работах М.М.Бахтина (в частности, в кн.: Эстетика словесного творчества. М., 1979), в кн.: Науман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984, с.275-278, 305-306 и др. [190] Этика художественного творчества, ч. I, с. 60 [191] Там же, с. 81 [192] Там же, с. 96 [193] Там же, с. 109 [194] Этика художественного творчества, ч. I, М., 2006, с.106 [195] Страницы в скобках даются по тексту антологии. [196] См. подробнее в книге Б.В.Зейгарник. Теории личности в зарубежной психологии. МГУ, 1982, стр. 75-77. А также Е.Басин. Личность творческая – Художественный совет, № 3, стр. 54. [197] Wilmerding J. American Art. Harmonds, 1976. P. 228. [198] Meisel. L.K. Photo-realism. N.Y., 1972. P. 8-11. [199] Ibid. P. 21. [200] Ibid. P. 16. [201] Медведев П. Формализм и формалисты. Л., 1934. С. 28. [202] Nemser C. Presently Charles Close//Art in America. Jan. – Feb. 1970. P. 98. [203] Hunter S. American Art of the ХХ Century. N.Y., 1975. P. 309. [204] Neysters S. Die theoretischen Grű ndlagen der Malerei des Malerei des Americfnisches Formalismus. Bochum, 1979. P. 2. [205] Ibid. P.7. [206] Ibid. P. 13. Сходное утверждает фотореалист Дон Эди. См.: Lucie-Smith E. Super Realism, Oxford, 1979. P. 50. [207] Цит. по: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980. С., 302. [208] Neysters S. Die theoretischen Grű ndlagen... P. 47. [209] Ibid. P. 55-56. [210] Neysters S. Op. cit. P. 2. [211] Ibid. P. 15. [212] P.Sager. Neue Formen Realismus Kunst zwischen Illusion und Wierklichkeit, Kő ln, 1977. P. 226. [213] Ibid. P. 54. [214] Цит. по: Neysters S. Op. cit. P. 39. [215] Медведев П. Формализм и формалисты. С. 20. [216] Neysters S. Op. cit. P. 20. [217] Лифшиц Мих. Мифология древняя и современная. М., 1980. С. 508. [218] Neysters S. Op. cit. P. 40-45. [219] Цит. по: Neysters S. Op. cit. P. 63. [220]Ibid. P. 63-65. [221] Ibid. P. 70-71. [222] Editorial: Art in America Yesterday and Tomorrow// Art in America. 1970. June/febr. P. 54. [223] Lucie-Smith E. Op. cit. P. 4-5. [224] Neysters S. Op. cit. P. 4-5. [225]Kultermann U. Op. cit. P. 8. [226] Документальное и художественное в современном искусстве. М., 1975. с. 243-272. [227] American Painting. The Twentieth Century. Geneva, 1980, p. 120-121. [228] Neysters S. Die theoretichen Grundlagen der Malerti des Amerikanischen Fotorealismus. Bochum, ss. 6, 33-34, 59, 64, 69.
[229] Там же, с. 63. [230] Sager P. Neue Formen des Realismus. Kunst zwischen Illusion und Werklichkeit. Kő ln, 1977. s. 16, 41, 53, 68—69, 99. [231] Linton, N. The tory of modern art. N. Y., 1980, p. 301-304. [232] Батракова С. Поп-арт. – В сб.: Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М., 1979, с. 150.
[233] Цит. по: Пондопуло Г. К. Фотография и современность. М., 1982, с. 70. 96. Сам автор этой книги отмечает «живое присутствие» как специфическую черту фотовидения и его «языка» (с. 32).
|