Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночная власть, ее источники и показатели. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
Рыночная власть означает способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах. Понятие рыночной власти обычно отождествляется с понятием монополизма. Главными признаками использования фирмами монопольной власти являются рост цен и снижение объемов продаж, в результате чего общество получает меньшее количество товаров по более высокой цене, нежели это возможно при конкуренции продавцов. Почему на отдельных рынках возникает монопольная власть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить источники монополизации рынков (о них уже шла речь в тема 4): • в некоторых отраслях конкуренция в принципе неосуществима, благодаря чему возникает естественная монополия; • в ряде отраслей наблюдается продолжительный положительный эффект масштаба производства, в результате которого минимальные средние издержки достигаются при очень значительных объемах выпуска. Таким образом, эффективно функционировать здесь могут лишь несколько крупных предприятий; • фирмы могут обладать монопольным правом на источники специфического сырья или на ресурсы, предложение которых ограничено; • существует масса юридических ограничений (например, патенты на изобретения и технологии, лицензии на право заниматься определенным видом деятельности); • фирмы могут захватить значительную долю рынка, используя методы «нечестной» конкуренции (например, демпинговые цены с целью разорения конкурентов, подкуп государственных чиновников для получения различных привилегий от государства и т.д.). О степени монопольной власти фирм в той или иной отрасли можно судить, основываясь на некоторых показателях. Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:
(6.3)
где L – значение коэффициента Лернера, P – цена продукции, MC – предельные издержки выпуска продукции. Коэффициент Лернера может принимать значения от нуля до единицы. Чем больше его значение (т.е. чем больше разница между ценой продукции и величиной предельных издержек), тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффициент равен нулю. Коэффициент концентрации — это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж. Данный показатель достаточно прост в расчетах, но он имеет существенный недостаток: характеризует не всю совокупность фирм в отрасли, а только несколько крупнейших фирм. Индекс Херфиндаля—Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли:
где где НН1 — значение индекса Херфиндаля—Хиршмана, S — доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли, %, п — количество фирм в отрасли. Максимальное значение индекса наблюдается при полной монополизации рынка одним продавцом (ННI =1002 =10 000). Минимальное значение индекса приближается к нулю и возможно, когда число субъектов стремится к бесконечности, а их рыночные доли — к нулю. Если при расчете индекса рыночные доли фирм измерять не в процентах, а в долях от единицы, то максимальное значение данного показателя будет равно единице. На величину индекса Херфиндаля – Хиршмана влияют два параметра: количество фирм в отрасли и их размеры. Чем больше фирм осуществляют производство и продажи рассматриваемого товара, тем меньше значение индекса. Чем больше доля отдельных фирм в отраслевом объеме продаж, тем выше значение индекса. Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба. Уровень монополизации белорусской экономики, определяемый количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идет о классических монополиях. Рыночная сила монополиста характеризуется наличием у него: а) власти над ценами; б) способности воздвигать барьеры для вхождения в отрасль новых участников благодаря монопольному доступу к источникам сырья и специфическим технологиям; в) патентов и лицензий; г) значительных финансовых ресурсов для борьбы с потенциальными конкурентами и т.д. Однако предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках Беларуси, в большинстве своем не обладают перечисленными выше характеристиками. Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным — они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами. Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития — все это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия. Экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. Названные процессы улучшают управляемость экономики, в определенной степени позволяют использовать преимущества кооперации производства и положительного эффекта масштаба, но снижают уровень конкуренции. Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами. Органы, проводящие антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии: • рыночную долю фирмы. Для этого определяются географические границы рынка, на котором реализуется продукция фирмы, и наличие товаров—заменителей для исследуемого продукта; • антиконкурентное поведение фирмы. Антимонопольное регулирование применяется прежде всего против компаний, которые захватывают рынок с использованием ограничительной политики. Если фирма монополизирует источники сырья, агрессивно ведет себя по отношению к другим фирмам, проводит политику слияний, то это можно определить как антиконкурентное поведение; • характер товара фирмы — обычный или уникальный (т.е. является ли фирма новатором). Фирмы, которые добиваются успеха и захватывают значительную долю рынка в результате создания уникальной продукции и достижения высокой производственной эффективности, в меньшей степени подвергаются антимонопольному регулированию; • наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, являющееся признаком монопольной власти. Трудность заключается в том, чтобы определить уровень нормальной прибыли (которая входит в состав экономических издержек), сверх которой всю прибыль можно считать экономической. При выявлении рыночной доли фирм используются показатели, например, в США — индекс Херфиндаля—Хиршмана. В зависимости от его величины все отрасли ранжируются по трем категориям. Если ННI < 1000, рынок считается неконцентрированным, и правительственные органы не видят необходимости вмешиваться, например, в процесс слияний фирм, так как степень рыночной власти незначительна. Если 1000 < ННI < 1800, то рынок характеризуется как умеренно концентрированный, и при слиянии фирм соответствующие государственные органы могут проводить антимонопольные расследования. При ННI > 1800 рынок признается высококонцентрированным, и слияния фирм, ещё более увеличивающие концентрацию, попадают под пристальное внимание государства, которое вправе запрещать их в определенных случаях. В ФРГ считается, что господство монополий на рынке существует, если доля одного предприятия составляет не менее 1/3 в общем объеме продаж, трех предприятий — не менее 1/2, пяти предприятий — не менее 2/3. В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов. Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке. Меры антимонопольной политики направлены: а) на предотвращение проявлений монополизма; б) ослабление и ограничение проявившихся монополистических тенденций. К первым следует отнести: всевозможные законодательные запреты на организацию картелей, в том числе запреты на соглашения между фирмами-конкурентами о ценах, разделе рынков; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав; отслеживание фактов дискриминации и т.д. Ко вторым относятся прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм. Прямое регулирование цен товаров, продаваемых фирмами, которые занимают доминирующее положение на рынке, обычно осуществляется путем установления «потолка» цен, т.е. верхнего предела цены на товар. Проблема заключается в определении оптимального уровня цены. Оптимальная для общества цена зачастую оказывается убыточной для предприятия, а цена, которая превышает производственные издержки, слишком высока. В большинстве случаев при установлении «потолка» цен государственные органы ориентируются на средние производственные издержки фирм. Косвенное государственное регулирование цен товаров, а также регулирование рентабельности (прибыльности) фирм с монопольной властью осуществляется через ограничение норм рентабельности фирм и налогообложение. Задачей при этом является изъятие у фирм сверхприбылей. Регулирование прибыли, так же, как и регулирование цен, осложняется неоднозначностью определения размера нормальной прибыли и сверхприбыли. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь представлено Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. (ред. от 02.12.2002 г.) и Законом «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-2 (ред. от 20.07.2006 г.). Белорусским законодательством определяются организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Антимонопольные законы применяются к правоотношениям, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. Действие законодательства не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции. Белорусским законодательством признается неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством: создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции; изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке; необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение; установления цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; навязывания партнерам условий сделок, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора; заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и условия поставок товаров в договорах с третьими лицами; заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса; применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции; согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован. Запрещаются: вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам и объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; необоснованное повышение, снижение или поддержание цен; необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке; осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. В исключительных случаях антимонопольный орган может признать соглашения хозяйствующих субъектов правомерными, но для этого хозяйствующие субъекты должны доказать, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом. Кроме того, ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, которая неизбежна для достижения данного эффекта или непосредственно предписана актами законодательства. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии. Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Осуществляется государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке, и в необходимых случаях принимаются меры по их реорганизации или ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Государство контролирует сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов, оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Сферами деятельности естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, которые обеспечивают движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами: регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, посредством установления фиксированных, предельных цен; определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах [1, с. 167 – 177].
Вопросы для самопроверки 1. Какая из возможных стратегий фирм – олигополистов – кооперативная или некооперативная – при прочих равных условиях более выгодна обществу в целом? 2. Почему конкуренты в олигополистической отрасли не всегда вступают в сговор между собой с целью раздела рынков и повышения цен? 3. Каковы отличия моделей дуополии Бертрана от модели Курно? 4. В каких моделях равновесие является устойчивым? 5. Каковы особенности антимонопольной политики разных стран? Охарактеризуйте антимонопольную политику Республики Беларусь. 6. Зачем государство вмешивается в формирование структуры отрасли, регулирует количество фирм на рынке, их рыночные доли и поведение на рынке? 7. Положительно или отрицательно влияют фирмы, имеющие рыночную власть, на темпы научно – технического прогресса в стране?
Литература 1. Бондарь, А. В. Микроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. П. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с. 2. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010.- 448 с. 3. Лемешевский, И. М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская практика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом, специальностей вузов. - 4-е изд., доп и перераб. / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2010. – 672 с. 4. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: учебник / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. – М..: Эксмо, 2008.– 608 с. – (Высшее экономическое образование).
Семинар 6 – 7 Олигополия (3 часа)
|