Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СПРОС фирмы на переменный фактор






Как мы знаем, на рынке потребительских благ субъектами спроса являются домохозяйства, максимизирующие свои индивидуальные функции полезности, а субъектами предложения — предприятия, максимизирующие свои индивидуальные функции прибыли.

На рынке факторов производства дело обстоит по-иному. Здесь первичными субъектами предложения труда и финансового капитала (сбережений) являются домохозяйства, руководствующиеся при принятии решений максимизацией своих функций полезности, тогда как конечными субъектами спроса на труд и капитальные блага (включая земельные участки) являются предприятия, преследующие цель максимизации прибыли. Естественно поэтому рассматривать спрос на факторы производства, или производственные ресурсы, с точки зрения поведения прибылемаксимизирующих предприятий.

Очевидно, что ценность какого-либо фактора производства для прибылемаксимизирующей фирмы зависит от того, в какой мере его использование способствует увеличению прибыли.

Необходимое условие максимизации прибыли MR(Q) = MC(Q) при принятии решения о количестве используемого фирмой фактора модифицируется следующим образом:

 

 

Левая часть равенства показывает, насколько возрастает выручка фирмы при увеличении использования труда на единицу, и называется предельная выручка от предельного продукта (marginal revenue product) труда MRP. Правая часть показывает, насколько повысятся общие затраты фирмы в результате использования дополнительной единицы труда, и называется предельные затраты на труд (МС).

Рассмотрим каждую из частей равенства подробнее. Поскольку TR(Q(L)) = P(Q(L))*Q(L), то

+ * = * = MR * MPL

Таким образом, предельная выручка от предельного продукта труда () равна произведению предельной выручки (MR) на предельную производительность труда(MPL).

Так как L

где L предельные факторные затраты труда.

Следовательно, когда цена труда возрастает по мере увеличения его использования, тогда предельные затраты на труд больше его цены. Если дополнительный наем труда сопровождается снижением его цены, то предельные затраты ниже цены труда. При неизменной цене труда предельные затраты на него равны этой цене.

Таким образом, прирост прибыли, обусловленный использованием дополнительной единицы какого-либо фактора, зависит от следующих трех обстоятельств:

1. от физического прироста продукции, обусловленного применением дополнительной единицы данного фактора, т. е. от величины его предельного продукта MP.

Мы знаем, что предельный продукт какого-либо ресурса зависит от характера производственной функции предприятия, иначе говоря, определяется условиями производства.

2. от прироста выручки, приносимой этим предельным продуктом фактора MR.

Прирост выручки, приносимый предельным продуктом, зависит от строения (конъюнктуры) рынка, на котором этот продукт будет продаваться.

3. от прироста затрат предприятия, обусловленного вовлечением в производство дополнительной единицы фактора, т. е. от предельных факторных затрат MCF.

Предельные факторные затраты зависят от строения рынка, на котором этот фактор производства будет покупаться.

Значения величин MRPL и MCL зависят от статуса фирмы на рынках благ и труда. Если фирма является совершенным конкурентом на рынке благ, то для нее MR = P, тогда MRPL = Р*MPL. Это произведение называют ценность предельного продукта труда.

Когда фирма является совершенным конкурентом на рынке труда, тогда

L

В табл. 7.1 показано, как модифицируется условие максимизации прибыли фирмы в зависимости от ее статуса.

Таблица 7.1 – Статус фирмы и условие максимизации прибыли

Статус фирмы на рынке Условие максимизации прибыли
благ труда
совершенный конкурент совершенный конкурент
монополист то же
совершенный конкурент монопсония
монополист -

Чтобы определить объем спроса фирмы на труд, нужно решить относительно L уравнение, соответствующее ее статусу (см. табл. 7.1, 3й столбец).

Для графического решения этой задачи требуется выполнить три операции:

1) начертить кривую предельной производительности труда (интерес представляет только снижающийся участок: пока предельная производительность растет, объем используемого труда увеличивается независимо от его цены);

2) сместить кривую MPL, умножая ординату каждой ее точки на цену продукции или предельную выручку, если фирма продает ее соответственно на рынке совершенной конкуренции или обладает монопольной властью;

3) найти точку пересечения сдвинутой указанным способом кривой MPL с кривой предельных затрат на труд.

Однозначная зависимость между ценой труда и объемом его спроса (функция спроса на труд) существует только тогда, когда на рынке труда действует совершенная конкуренция.

На рис. 7.1 показано, как в этом случае выводится кривая спроса на труд двух фирм, одна из которых при продаже своего продукта является совершенным конкурентом, а другая — монополией [2, c. 174 – 175]

Рис. 7.1 Кривые спроса на труд совершенного конкурента и монополии

Таким образом, мы можем сделать важный вывод. Поскольку спрос на факторы производства является производным от спроса на блага, в производстве которых он используется, спрос на факторы и их цены зависят и от строения рынка факторов, и от строения рынка благ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал