![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы рыночной экономики
2. Конкуренция: понятие, формы, методы. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Условии: 1. полная хозяйственная обособленностью каждого участника рынка 2. полная зависимость от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) 3. противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Методы конкуренции: 1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая); 2) на основе критерия повышения качества сервиса товара; 3) на основе снижения цены (ценовая); 4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя; 5) на основе повышения качества управления; 6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная). Ценовая конкуренция - для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. Неценовая конкуренция - выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т.д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству. Модели рынка
Билет 6 1. Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации современной России. Теорема Р. Коуза. 2. Основные категории товарного хозяйства: благо и товар. Свойства товара. Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации в современной России. Теорема Р. Коуза.
Собственность это: · По Марксу – отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. · В экономическом смысле - сложившиеся фактически, на деле, отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. · В юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах, которые устанавливает государство. Признаки: 1) материально-вещественная форма; 2) наличие отношений, связанных с присвоением; 3) наличие зависимости получаемого владельцем собственности дохода от принадлежащих ему средств производства; 4) наличие юридических документов, регулирующих отношения собственности. Формы собственности: 1. Частная собственность - право владеть, пользоваться и распоряжаться получает частное лицо. · Индивидуальная (единоличная) · Акционерная (черты частной и общественной собственности) 2. Общественная (публичная) собственность характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства. 1. коллективной, при которой права собственника осуществляет коллектив людей. Виды коллективной собственности: арендная; кооперативная; акционерная; собственность общественных объединений и религиозных организаций. 2. государственной собственности, которая может выступать в следующих формах: федеральной собственности; региональной собственности; муниципальной собственности. Разгосударствление –совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче её в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Специфика приватизации в России: · Высокий уровень госсобственности (90% госсектор, 10% с/х) · В короткий срок создать имущественный класс (в 2 года) · Грабительский характер – продажа не по рыночным ценам – появление олигархов. «Теорема Коуза» - положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами (экстерналии - побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц).
2. Основные категории товарного хозяйства: благо и товар. Свойства товара. Благо - все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Классификация блага: 1. Материальные блага - естественные дары природы и продукты производства. 2. Нематериальные блага: · Внутренние – данные человеку природой (голос, способности к науки) · Внешние – даёт нам внешний мир (репутация, деловые связи) 1. Экономические блага – результат экономической деятельности, обладающие ценой. 2. Неэкономические – даровые, «свободно» предоставляемые природой. 3. Специфические экономические блага - А. товар – продукт, который изначально производится для продажи или обмена. Товар как таковой обладает двумя свойствами: а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность; б) способностью к обмену. Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Формы: · Количество · Натуральная форма · Качество – степень полезности данной потребительской стоимости. Б.услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуг как товара выражается в следующем. 1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. 2. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда. 3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.
Билет 7
|