Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменные (знаковые)






Тема I.

История как наука

1. Предмет истории.

«История» (от греч. history – рассказ о прошлом, повествование, расследование, узнавание, установление.):

– движение во времени, процесс;

– познание процесса;

– р ассказ о чем-либо.

История – это наука, изучающая процессы развития природы и общества.

История – это наука о прошлом, о процессе развития социума во времени и пространстве.

«Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах» (В.О. Ключевский)

«Исторический процесс — это процесс изменения, развития общества в историческом времени в ходе событий общественной жизни» (Ольштынский Л.И.)

Основа исторического процесса — события, то есть те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.

 

Исторический процесс раскрывается через явления человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках.

 

  1. Исторический источник – это главный носитель информации о прошлом:

все, что создано в процессе человеческой деятельности и несет информацию о многообразных сторонах общественной жизни.

В качестве исторических источников могут выступать документы и предметы материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевшие отдельные факты и свершившиеся события.

Исторические источники классифицируют по видам и типам.

Виды исторических источников (по способу кодирования информации):


Письменные (знаковые)

2. Вещественные (материальные)

3. Этнографические

4. Устное народное творчество

5. Лингвистические

6. Фотодокументы,

7. Фонодокументы


 

Типы исторических источников (классификация применяется только для письменных источников!!!: Исторически сложившаяся совокупность источников, характеризующаяся одинаковой структурой, вытекающейиз единства происхождения, содержания и назначения источника при его создании):


1. Летописи

2. Законодательные акты

3. Делопроизводственная документация

4. Статистические источники

5. Периодическая печать

6. Документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

7. Литературные произведения

8. Публицистика

9. Научные труды


 

Задание: Проведите классификацию следующих источников:

Ответьте на вопрос: по каким признакам Вы отнесли источник к определенному типу и виду?

1. Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует, того ради Правительствующий сенат приказали: публиковать во всем государстве печатными указами: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женск пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными предерзостными поступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отравления в Сибирь, <...>

2. Принимая идеи Бронислава Малиновского, со ссылки на программный текст которого начинается книга, Нок утверждает: «Религиозному духу нет необходимости быть глубокомысленным или догматическим; здесь, как и во многих других случаях, объяснения, которые мы сами даем своим действиям, часто являются только рационализацией нашего консерватизма и наших побуждений» (стр. 120). Культ, ритуал оказываются первичными – обоснование его вариативно, оно может меняться до противоположного, не затрагивая того, что в данном случае оказывается самой сутью.

В христианстве эллинистический человек не находил почти ничего из того, что привлекало его в восточных культах. Нок, стремясь усвоить его взгляд, фиксирует: «…Христианство не имело каких-то церемоний, которые осуществлялись бы на свежем воздухе и были бы способны привлечь взгляд. Не похоже, чтобы культ возбуждал интерес. Те, кто находился только на пути к крещению, не допускались к евхаристии, так что они были наблюдателями извне...» (стр. 220 – 221).

3. В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: " Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: " Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом.

4. Сим моим имянным указом регулярной команде повелеваю: Как вы, мои верные рабы, регулярные солдаты, редовые и чиновные, напередь сего служили мне и предкам моим, великим государям, императорам всероссийским, верно и неизменно, так и ныне послужите мне, законному своему великому государю Петру Федоровичу до последней капли крови. И, оставя принужденное послушание к неверным командирам вашим, которые вас развращают и лишают вместе с собою великой милости моей, придите ко мне с послушанием и, положа оружие свое знаменами моими, явите свою верноподданическую мне, великому государю, верность...

5. О нижеследующих обстоятельствах вашему превосходительству доношу:
1. Вотчина Ваша, Боровского уезда сельцо Курчино, после выхода из Боровского уезда неприятеля вдаль, осталась благополучна, кроме того, что брали у нас сено, овес, печеный хлеб и из мелкой скотины, однако, по власти Создателя и милости вашего превосходительства, нынешнюю зиму в корме как-нибудь пробудемся.

2. Назад тому недели три пришли к нам французы и хотели деревню сжечь; но я, с помощью Божией и крестьян Ваших, их всех перебил до смерти, как тощих собак; нашли при них с образов оклады серебряные помятые, рясу и нитку жемчуга. Я все отдал в приходскую церковь; не надо нам от них ничего. Мы довольны всем: гневить Бога нечего.

6. Протокол очной ставки между В.Н. Виноградовым и С.Е. Карпай (18 февраля 1953 г.)

Очная ставка начата в 23 часа

После взаимного опознания арестованные ВИНОГРАДОВ и КАРПАЙ заявили, что знают друг друга с 1942 года по совместной работе в Лечсанупре.

ВОПРОС КАРПАЙ: Какие отношения у вас были с ВИНОГРАДОВЫМ?

ОТВЕТ: Мои отношения с ВИНОГРАДОВЫМ Владимиром Никитичем нормальные, личных счетов между нами не было.

ВОПРОС ВИНОГРАДОВУ: Правильно говорит КАРПАЙ?

ОТВЕТ: Софья Ефимовна КАРПАЙ верно говорит, что личных счетов между нами не было. Я скажу больше – КАРПАЙ вместе с врачами ЕГОРОВЫМ, ВАСИЛЕНКО и МАЙОРОВЫМ являлась моей сообщницей по вредительскому лечению А.А. ЖДАНОВА.

7. В бытность ее величества в 1745 году в Москве, за несколько дней перед торжеством Шведского мира, докучны были ее величеству прошения от членов Святейшего Синода, чтоб Коллегию экономии, которую уже издавна по узаконениям от многих монастырей и от архиерейских домов, за определением на их содержание, излишними почтенные доходы отписаны в ведомство и в управление оной коллегии и по окладам определенные с них сборы употреблялись в разные государственные расходы, отдать со всеми теми доходами в их ведомство и управление, так как оное прежде некоторое время и было. Ее императорское величество, довольные имея опыты о моих поведениях, к чему я устремляюсь, соизволила, меня призвав к себе одного, о том их прошении объявить и что она уже их обнадежила и требовала, чтоб я о том сказал свое мнение.

8. Давайте попробуем разобраться, что такое выборы для России, когда они стали всеобщими, тайными и т.п.

Пока пленка истории перематывается, скажу, что маятник истории постоянно качается то в одну сторону, то в другую. И неизвестно, куда он качнется в следующий момент. Обоснование этого тезиса последует далее.

Вжик, пленка остановилась, кажется, мы отмотали в самое начало, еще до Владимира Мономаха, «которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за Синим морем».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал