![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия, христианство, католицизм, православие, язычество, политеизм (монотеизм), реформа, альтернатива, канон, догмат, обряд, крещение, христианизация
Доклады. 1. Язычество восточных славян. 2. Особенности западного и восточного христианства. Источники: 1. Повесть временных лет: рассказ о выборе веры // Хрестоматия по древнерусской литературе. Любое издание. Учебная литература 1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 21-23. 2. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург. Лекция 4 раздела 3 // [Электронный ресурс] https://his95.narod.ru/lec4_3.htm Дополнительная литература 1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. Часть 1. Киевская Русь (Крещение Руси. Последствия принятия Русью христианства). или [Электронный ресурс] https://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats003.htm#gl4) 2. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. –Л.: Лениздат, 1988. – Ч. 3. – Гл.2. 3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX-XVI вв. – М.: Кн. Палата, 1991. – С.80-94. 4. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.– Гл.1. 5. Как была крещена Русь. – М., 1988. – С.188-201, 224-240, 304-314. 6. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1985. – Гл. 1, 2. 7. Религия и церковь в истории России /под ред. Сахарова А.М.– М., 1975. – С. 15-46. 8. Соловьев К.А. Культ святых Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси IX – начала XII вв. // Вопросы истории. 2002. – № 5. – С. 14-31. Методические указания студентам по подготовке к занятию: Прочитайте С. 21-23 учебника «История России». Найдите ответы на вопросы семинарского занятия. При подготовке ответов на первый вопрос обратите внимание на то, что формирующаяся древнерусская государственность остро нуждалась в единой монотеистической религии. Выделите задачи, которые государство могло решить с помощью религии. Проанализируйте причины неудачи реформы язычества, предпринятой князем Владимиром. Прочитайте источник и объясните, что стояло за предпочтениями, отданными князем Владимиром восточному христианству (православию). Подведите итоги и выделите положительные и отрицательные последствия принятия христианства в восточном варианте. При подготовке ответа на второй вопрос определите отличия процессов крещения и христианизации. Выделите особенности христианизации Руси. Запишите в тетради и выучите значение понятий и терминов, основные события и даты. Прочитайте одну работу из списка литературы. Обратите особое внимание на работы С.Ф. Платонова и коллективную монографию «Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь». ВНИМАНИЕ: на занятии будет проведена проверочная работа по 2 и 3.семинарам.
Тема 3 Русь и Золотая Орда: проблемы взаимоотношений в XIII – XV вв. Вопросы 1. Формирование Монгольской империи и завоевательные походы Чингизидов. 2. Завоевание монголами Русских земель: масштабы и последствия. 3. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды в XIII – XIV вв. в трудах российских историков. Задания для предварительной подготовки: - дать определение терминов и понятий: политическая раздробленность, цивилизация, тип хозяйства, монголы, татары, Золотая Орда, иго, зависимость, дань; - изучить по учебнику материал об образовании империи Чингис-хана и завоевательных походах монголов; - составить сравнительную характеристику (в виде таблицы) Русского и Монгольского государств по следующим параметрам: господствующие формы хозяйства, политическая организация, внешнеполитические отношения, социальная структура, религиозно-этические представления,
Последовательность работы на семинаре: 1. Выборочная устная проверка знания терминов и понятий 2. Анализ результатов заполнения сравнительной таблицы 3. Работа с текстами в малых группах 4. Проведение общегрупповой дискуссии 5. Подведение итогов Обязательная литература 1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992. (см. электронный вариант текста) 2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь (см. электронный вариант текста) 3. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (ХШ - первая четверть ХIV в.) (см. электронный вариант текста) 4. Монгольское нашествие на Русь; электронный ресурс: encyclopaedia-russia.ru (см. текст в формате html) Дополнительнаялитература 1. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. – М.: Прогресс, 1986. 2. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х гг. XIV в. Причины, особенности, результаты.// Отечественная история. – 1998. - № 4. С. 15 – 23. 3. Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300 – 1339 гг.// Вопросы истории. – 1995. - № 4. С. 34 – 46. 4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Прогресс, 1992. 5. Зориктуев Б.Р. Монголы и лесные народы (события 1207 и 1217 гг.)// Вопросы истории. – 2000. - № 11 – 12. С. 119 – 127. 6. Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов при Чингис-Хане и Тамерлане.// Байкал. - 1993. - № 5; - 1994. - № 2. 7. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М.: Политиздат, 1988. 8. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. – М.: Мысль, 1998. Т. I. Лекции 18 – 19, 23. 9. Кучкин К.Д. Русь под игом. Как это было. – М.: Прогресс, 1991. 10. Устюжанин В. Незваный гость хуже татарина! // Комсомольская правда. – 1998. – 11 августа. С. 4. 11. Феннел Дж. После нашествий (1238 – 1263).// История. – 2000. - № 44 (ноябрь). С. 7 – 16. 12. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Методические указания по подготовке. Монгольское нашествие на Русь и последующие отношения между Русью и Золотой Ордой являются одним из дискуссионных вопросов исторической науки. Начиная с Н.М. Карамзина и до настоящего времени было высказано множество точек зрения по данной проблеме. Задача группы на семинаре изложить и обсудить некоторые из них. Семинар проходит в форме групповой дискуссии, для чего необходимо разделить студенческую группу на 4 малых группы по количеству рассматриваемых авторов. Для того чтобы дискуссия была предметной и результативной, необходимо знание всеми участниками фактического материала, основных терминов и понятий. Изучить факты, термины и понятия следует в ходе предварительной подготовки, используя любое учебное пособие, в том числе указанные в списке литературы. Для проведения дискуссии необходимо предварительно прочитать один из предложенных текстов, обратив внимание на следующие вопросы: - как оценивает автор причины, цели и мотивы похода монголов на Русские земли; - как оценивает автор масштабы похода, численность монгольских войск, ущерб, причиненный русским землям; - на какие последствия монгольского завоевания указывает автор; - какими представляются автору взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой. Для обсуждения на семинарском занятии должны быть представлены все четыре текста, поэтому задача группы – распределить их между студентами в процессе предварительной подготовки.
|