Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Россия в начале ХХ в.






Вопросы

  1. Первая русская революция: причины, характер, итоги. Создание Государственной думы.
  2. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина.

Термины и понятия: «полицейский социализм», революция, бонапартизм, Государственная дума, отруб, хутор, эсеры, социал-демократы, кадеты, октябристы, черносотенцы, консервативное реформаторство

Даты:

1905 – 1907 -

1905, 9 января –

1905, октябрь –

1905, 17 октября –

1905, декабрь –

1905, 11 декабря –

1906, 20 февраля –

1906, 23 апреля –

1905, 24 апреля – 1906, 9 июля –

1906, 9 ноября –

1911, 1 сентября –

Обязательная литература

  1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – Гл.15.

Дополнительная литература

  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991. – Глава 1. Восхождение по ступеням власти и программа Столыпина. Создание третьеиюньской системы. Глава 3. Аграрная реформа. // Скепсис: научно-просветительский журнал [Электронный ресурс] Режим доступа свободный https://scepsis.ru/library/id_1349.html
  2. Анфимов А. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Скепсис: научно-просветительский журнал [Электронный ресурс] Режим доступа свободный https://scepsis.ru/library/id_2748.html
  3. Ерофеев Н. Уровень жизни населения в России в конце XIX-начале XX вв. // Скепсис: научно-просветительский журнал [Электронный ресурс] Режим доступа свободный https://scepsis.ru/library/id_2163.html
  4. История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991. Т. 2.

5. Карклин А.П. Сергей Юльевич Витте // Россия на рубеже веков. – М., 1991. \\ Витте С.Ю.: документы и статьи о нем [Электронный ресурс] Режим доступа свободный https://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/korelin.ssi

Методические указания по подготовке.

Для подготовки по первому вопросу необходимо использовать материал учебника.При рассмотрении вопроса следует обратить внимание на то, что Россия в начале ХХ в. являлась «узлом противоречий», порожденных издержками догоняющей модернизации. Обозначьте эти противоречия. Раскройте содержание крестьянского, рабочего, национального вопросов в России. Охарактеризуйте политику Николая II. Почему проводимую им политику в литературе называют политикой консервативного охранительства? Как вы считаете, политика, проводимая Николаем II, способствовала разрешению или усугублению противоречий? Можно ли было предотвратить революцию?

Революция 1905 года стала попыткой общества снизу разрешить накопившиеся проблемы и противоречия. Проанализируйте итоги революции и попытайтесь ответить на вопросы: были ли устранены причины, вызвавшие ее? Какие изменения в политической и духовной жизни страны произошли в результате революции?

Второй вопрос необходимо начать с характеристики П.А. Столыпина, разработавшего в 1907 г. новый политический курс правительства и создавшего политическую систему, получившую название «третьеиюньской». Охарактеризуйте эту политическую систему. Почему такая политика получила название политики бонапартизма?

П.А. Столыпин задумал целую серию реформ, центральное место среди которых отводилось аграрной реформе. Выделите экономическую и политическую цели аграрной реформы. Раскрывая содержание аграрной реформы, включавшее разрушение общины и переселенческую политику, попытайтесь объяснить, почему Столыпину не удалось достичь главной цели реформы – создания слоя крестьян – собственников?

Подведите итоги аграрной реформы. Как вы считаете, удалось ли Столыпину решить проблемы, стоявшие перед Россией? Ответ обоснуйте. При подготовке по этому вопросу обязательно используйте дополнительную литературу.

Определить значение терминов и понятий, выписать даты.

 

Тема 10. «Революция 1917 г. в России: от февраля к Октябрю»

Вопросы:

1. Февральская революция 1917 г.: причины падения самодержавной монархии и расстановка социально-политических сил после победы революции.

2. Развитие событий от Февраля к Октябрю: кризисы Временного правительства и их причины, тактика партии большевиков весной, летом и осенью 1917 г.

3. Победа большевиков в борьбе за власть в октябре 1917 г. и ее причины.

Персоналии: Г.Е. Распутин, М.В. Родзянко, В.И. Ульянов (Н. Ленин), кн. Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, А.Ф. Керенский, Л.Д. Троцкий.

Термины и понятия: империалистическая война, «революционное оборончество», «пораженчество», «распутинщина», «министерская чехарда», Прогрессивный блок, Временное правительство, «нота Милюкова», Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, тактика, Учредительное собрание, «июльский кризис», Корниловский мятеж, «большевизация Советов».

Методические указания по подготовке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал