Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Образование единого централизованного государства в XIV- XVI ВВ.






(семинар 2)

Вопросы

  1. Альтернативы политической централизации: реформы Избранной Рады и опричнина.
  2. Вопрос о причинах, цели, содержании, итогах и последствиях опричнины в исторических исследованиях.

термины и понятия:

Избранная рада, опричнина, крепостное право, деспотия, террор, Судебник, местничество, Земский собор, кормление, самодержавие, приказ, Юрьев день, заповедные годы, урочные годы (лета).

Доклад:

Психологический портрет Ивана IV

Источники:

Учреждение опричнины // Хрестоматия по истории СССР. – М., 1987. С.145-151.

Учебная литература

1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 2. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург. Лекция 7 // [Электронный ресурс] https://his95.narod.ru/lec7_1.htm

Обязательная литература (один из текстов на выбор)

1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. Часть II. Время Ивана Грозного. или [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats004.htm#gl1

2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9-ти томах. - М.: Мысль, 1988. Лекции XXVIII-XXX [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.magister.msk.ru/library/history

3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. Гл. 1, 2.

4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975.

Дополнительная литература

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1989. Гл. 3.. 5, 6, 8.

2. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХ в. М., 1991. С.127-163.

3. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб.

4. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. М.: Прогресс, 1996.

5. Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5. С. 39-53.

6. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3. С.52-73.

 

Методические указания по подготовке:

Прочитайте материалы учебника и сформулируйте ответ первый вопрос семинарского занятия. При подготовке ответа обратите внимание на то, что объединение отдельных феодальных владений в национальное государство и централизация – два взаимосвязанных, но не совпадающих полностью процесса. Объединение является условием централизации, которая предполагает качественные изменения в жизни общества. Назовите признаки, позволяющие считать государство централизованным. Подумайте, как соотносятся процессы единения и централизации? Подумайте, можно ли определять централизацию как унификацию? Выясните, была ли централизация, начавшаяся в конце XV века (на завершающем этапе становления единого государства) и развернувшаяся в царствование Ивана Грозного, объективно необходимой?

В царствование Ивана IV обозначились два варианта централизации: через структурные реформы Избранной Рады и опричнину. Охарактеризуйте эти варианты в качестве альтернатив и заполните таблицу, предварительно определив, по каким критериям следует проводить сравнение. При характеристике альтернатив ответьте на следующие вопросы:

ü почему реформы первой половины царствования Ивана IV можно рассматривать как централизацию

ü почему достигнутые результаты не удовлетворили Ивана IV

ü совпадали ли цели реформ с целями опричной политики

Таблица 1. Альтернативные варианты политической централизации:

Критерии сравнения Реформы Избранной рады Опричнина
     
     
     
     
     
     

Результаты работы с таблицей будут обсуждаться на занятии

Анализируя причины введения опричнины, ее цели, содержание, методы проведения, итоги, последствия, мы сталкиваемся с разнообразием оценок этого явления в исторических исследованиях. Поэтому во втором вопросе необходимо рассмотреть точки зрения историков XIX – XX вв. на опричнину и ее место в процессе складывания Русского государства. Для подготовки по второму вопросу необходимо прочитать один из предложенных текстов, выяснить точку зрения автора и его аргументы (см. выдержки из текстов в материалах к семинару).

 

ДЛЯ РАБОТЫ НА СЕМИНАРЕ группа будет разбита на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп будет анализировать одну работу из списка литературы на основании предварительной подготовки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал