Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сюжет и его композиция в эпике и драме. Разграничение в русской формальной школе фабулы и сюжета
Сюжет – цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных измерения, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Воссоздаваемые писателями события составляют (наряду с персонажами) основу предметного мира произведения и тем самым неотъемлемое «звено» его формы. Сюжет – организующее начало большинства произведений драматических и эпических (дальше речь только о них). Как правило, в тексте сюжет выдвигается на первый план и определяет собой построение и композицию произведения, всецело сосредотачивает внимание читателя. Бывает, что событийный ряд как бы уходит в подтекст, изображение событий уступает место изображению впечатлений, воспоминаний, раздумий и переживаний героев («Сны Чанга» Бунина). Сюжет обладает уникальным диапазоном содержательных функций: 1) Запечатлевает картину мира 2) Воссоздают жизненные противоречия – без конфликта в жизни героев сюжет невозможен. По сути сюжет не идилличен, это – динамическая, развивающаяся структура, тяготеет к драматизму. 3) Воссоздает волевое начало в человеке
Сюжеты: 1) Концентрические. На первый план выдвинута одна событийная ситуация, в которой одно действие предопределяет развитие другого, располагаются в причинно-следственном порядке; соблюдено единство действия. Именной такой тип сюжета наиболее укоренён в литературе. 2) Хроникальные. Разворачиваются независимые один от другого событийные узлы, имеющие свои «начала» и «концы»; события располагаются не в причинно-следственном, а в хронологическом порядке.
Типичный сюжет: Нарушение гармонии à Борьба противоположностей à Восстановление гармонии (Гегель) Недостача искомого à Борьба героя и антагониста à Получение искомого (скелет сказки по Проппу) В баснях развязку сюжета диктует дидактизм и морализирование (гармония м.б. восстановлена, да герой останется ни с чем). В общем, развитие сюжета во многом может предопределяться жанром. В сказках действия героев позитивно значимы и успешны. А в финалах большей части новел Возрождения (см. Боккаччо) торжествуют хитрые и ловкие пройдохи. Иногда процесс восстановления гармонии называют медиацией. В традиционных сюжетах немалую роль играют перипетии – внезапные и резкие сдвиги в судьбе персонажей, повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче и наоборот. В сюжетах с обильными перипетиями воплощается представление о власти над человеческими судьбами всевозможных случайностей. «Общее место» - сетование на непостоянство судьбы, Фортуны и др. Но случай в традиционных сюжетах никогда не господствует безраздельно. Необходимый финальный эпизод успокаивает и примиряет, обуздывает хаос событийных хитросплетений и вводит течение событий в надлежащее русло, над разного рода отклонениями и нарушениями берёт верх благой миропорядок. Сюжеты 1) С локальным конфликтом. Конфликтная ситуация разрешается, гармония восстанавливается. Перипетии как бонус для занимательности. 2) Отражающие устойчивое конфликтное состояние мира. Ориентированы не столько на показ возмещения «недостачи» героем, сколько на изображение состояния человеческого мира в его сложности, многоплановости и неизбывной, устойчивой конфликтности
Часто сюжет, отражающий устойчивое конфликтное состояние мира тяготеет к хроникальному, т.е. к не обусловленному причинно-следственно. Русская формальная школа разграничила понятия «фабула» и «сюжет». В.Б.Шкловский «фабула – лишь материал для сюжетного оформления» Б.В. Томашевский «фабула – совокупность событий в их взаимной внутренней связи» «сюжет – художественно построенное распределение событий» Л.С.Выготский «фабула – диспозиция» (события в хронологической последовательности) «сюжет - композиция» (события в той последовательности, в какой организовал их автор) Приёмы повествования, сюжетные инверсии, включение свободных эпизодов (описаний, которые в общем несущественны для целой структуры произведения) – знак авторского присутствия в тексте. Фабула имеет завершение, сюжет может не иметь ни завершения, ни чётко фиксируемого начала.
|