Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции любви[5].






Раскрывая понятие любви биологического уровня, следует сказать, что основными аспектами здесь являются половое влечение, половое общение и соитие, а так же возникновение через определенный период времени нового влечения.

На социальном уровне любовные отношения трансформируют биологический уровень, точнее даже подчиняют его себе. В отличие от полового влечения, общения и соития, любовь как социокультурный феномен – это влечение, общение и соединение, совместная жизнь, опосредованные культурными сценариями.

О личностной концепции В.М. Розин пишет: «Личностная концепция любви должна в какой-то мере соотноситься с социальными представлениями о ней, в противном случае личность не сможет не только любить, но и жить в обществе. Но все же главная функция личностной концепции – создать условия для реализации идеалов и ценностей в области любви самого человека как личности. Понятно поэтому, что если человек кардинально меняется (именно как личность, а не вообще), он должен вырабатывать и новую концепцию любви. Ясно также, что личностная концепция любви входит (должна входить) в общую концепцию человека как личности»[6]. Таким образом, В. М. Розин говорит о том, что главное, целое в любви не половое влечение, или общение и семья, а личность. Значит любовные отношения устанавливаются в соответствии с со стремлением одного человека к другому человеку. Желание человека создать семью, либо вожделение подчиняются в первую очередь внутреннему чувству любви к личности человека, а не наоборот. А значит, каждая пара сама создают свою индивидуальную концепцию любви. Эта концепция может меняться вместе с личностью человека, благодаря активной позиции партнеров. И биологический, и социальный, и личностный аспект любви - может трансформироваться в процессе любовного творчества, деяния.

В.И. Винокуров и А.П.Мальцева в своей работе «Любовь как культурно-историческая универсалия» подробно останавливаются на признаках любовного поведения.

К числу исходных признаков относится стремление к сближению, слиянию с конкретным человеком, который воспринимается как любимый. Это стремление становится сильнее всех остальных желаний, мысли о возлюбленном сопровождают все поступки человека, если это действие положительное, то это свидетельствует о истинности и глубине чувства. Но иногда желание быть рядом с любимым человеком полностью парализует всю остальную жизнь человека, это страсть, мания, безумие. Такие проявления чувств часто могут разрушить не просто привычный уклад жизни человека, но и нанести глубокую травму. Если такое чувство охватывает обоих партнеров, то они будто ограждаются от окружающего мира, забывают о нем, весь мир теряет краски, существует только объект страсти. Иная ситуация происходит если страстью охвачен только один человек, его чувство скорее похоже на желание «обладать», что сравнимо с желанием «губить», «убить». Иногда такое чувство является мощным толчком для творчества, многие художники и писатели могли творить только будучи полностью поглощённые страстью, самые яркие, возвышенные стихи были написаны под влиянием такого чувства. Совсем иное человек ощущает в настоящей любви. Он в первую очередь признает уникальность личности другого человека, уважает его чувства, желания. Это удивительное явление, когда две личности являются одновременно двумя индивидуальностями, и в тоже время олицетворяют собой слияние в единое целое. Порой же человек боится потерять свою свободу и независимость. Например, Султан Мухаммед II, как говорит арабская легенда, зарезал красавицу из своего гарема, когда стал влюбляться в нее, чтобы сохранить свою свободу

«Любовь непременно рождает ощущение собственной подлинности, самотождественности»[7]. Она дает возможность человеку быть в любовных отношениях самим собой, жить своей жизнью, соприкасаясь с миром возлюбленного, познавая его, но не растворяясь в нем. Когда человек является собой, а не кажется кем-то, проигрывая ту или иную роль, происходит и укрепление своей истинной женской или мужской роли, заложенной самой природой.

Любовь вызывает искреннее желание делать что-то для человека, бескорыстно дарить ему радость и счастье. Так Софья Андреевна Толстая, облачаясь в сарафан, шла вместе с крестьянками на сенокос, доставляя тем самым радость Льву Николаевичу. Важным является момент искреннего желания, не жертвенности и прагматичной самоотдачи, а возникновение бескорыстного стремления дарить счастье как неотъемлемой части любовных отношений.

Любовь придает человеку дополнительную энергию, положительную и созидательную. Она будто генерирует жизненные и духовные силы. Так мы знаем, что с момента знакомства с Анной Григорьевной у Ф.М. Достоевского сократились упаднические состояния, он стал активнее писать и у него практически прекратились эпилептические припадки. Знакомые замечали, что он посвежел и будто помолодел. Любовь питает двух людей, придает им силы. На момент кризиса отношений в семье Толстых резко ухудшилось здоровье Софьи Андреевны и Толстого, она выглядела безумной, они будто разрушали друг друга, Софья Андреевна сама того не желая забирала у Толстого последние жизненные силы.

Мир для любящего человека кажется преображенным, возлюбленные смотрят на жизнь позитивно, их мышление изменяется в положительную сторону. Следует заметить, что речь идет не о восприятии мира сквозь розовые очки. А именно желание находить, видеть и воспринимать положительные стороны действительности.

Настоящая любовь усиливает связь человека с его призванием. В некоторых случаях она позволяет человеку найти дело своей жизни, открыть в себе способности. Так Софья Андреевна Миллер была для Алексея Константиновича Толстого человеком, который удивительным образом открыл в нем так долго подавляемый талант, именно благодаря их чувству на свет родились великие литературные произведения.

Все эти признаки показывают нам, что начало в любви деятельное, любовь это всегда творчество, создание чего-то нового, уникального. В.М. Розин рассматривает концепцию креативной любви. Любовь выступает здесь неким артефактом.

Он создает образ гармоничных любовных отношений. Они включают:

– три уровня существования (биологический, социальный и личностный);

– необходимость выстраивать индивидуальную концепцию любви и пересматривать ее, по мере того, как жизнь кардинально меняется;

– работу, направленную на культивирование и поддержание любви, что, как правило, предполагает и собственное изменение (т.е. работу в отношении своей личности);

– понимание, что любовь и жизнь в более широком смысле органично связаны между собой, поэтому нельзя быть счастливым в любви, не стремясь жить в ладу с самим собой, не стараясь жить правильно (перефразируя известное выражение, можно сказать – «каков человек, как он живет, такова его и любовь»);

– стремление культивировать родственность и духовность и удерживать все стороны и планы любви, не исключая и биологический[8].

Таким образом, биологический и социальный уровни любви трансформируются, исходя из личностного. Главным здесь выступает творческое начало в создании любовных отношений. Любовь перестает быть стихийным процессом и представляет собой уникальное явление культуры, созданное в процессе сотворчества двух людей. К важнейшим признакам любви относятся укрепление связи с призванием, стремление к сближению, ощущение собственной подлинности, желание делать любимого человека счастливым, изменение восприятие мира и приток новой положительной энергии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал