Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй половины XIX века






Нетерпеливое ожидание грядущих перемен охватило на рубеже первой и второй половины XIX века все слои населения России. Это ожидание проявлялось во всех сферах человеческой жизни, несомненно, оно прямым образом повлияло на понятие любви и брака.

Животрепещущим для русского общества являлся вопрос о дальнейшей судьбе России — как дальше развиваться стране, продолжать ли начатое дело реформ или повернуть вспять? Какими идти путями — решительной революционной ломки всего отжившего или медленного постепенного преобразования? Какие силы должны возглавить и совершить это?

Традиционный тип семьи, который часто называют патриархальным, был наиболее распространен в России, и именно для него начинают наблюдаться кризисные явления, не ускользнувшие от внимания современников.

К.П. Победоносцев - обер-прокурор Синода - отмечал, что данный уклад: " начинает … переживать себя, патриархальные начала его уже не в силах устоять против начала личности, повсюду заявляющей свои требования, свое желание освободиться из среды семейного общения, которая уже становится для нее тесною" [9].

Мы рассматриваем любовные отношения в семье по причине того, что большая часть русской интеллигенции не заключала браков по расчету, а в силу своего нрава и склонностей к проявлению чувств узаконивала свои отношения с возлюбленными, а не с выгодными партиями.

Во второй половине 19 века происходит переоценка ценностей, незамужние женщины и неженатые мужчины перестают быть исключением, но начинают составлять качественно новый элемент российского общества.

" Привыкшая обходиться одна, без мужской власти и помощи, солигаличанка вовсе не похожа на забитую крестьянку земледельческой полосы: она независима и самостоятельна, хозяйка в доме не только без мужа, но и при нем".[10]

«Новые люди» создают и новые отношения в своем окружении. Идеалы свободы и правды, которые они исповедуют, определяют их жизненное поведение — высокую дружбу, самоотверженность, уважение к человеку. Совершенно иным предстает понимание любви, брака. Так, чувство Лопухова к Вере Павловне и его дружба с Кирсановым так глубоки и благородны, что он смог отойти в сторону, чтобы не мешать счастью друга и любимой женщины, сохранив при этом с ними самые лучшие отношения. Уважение к чувствам человека определяет и представление о браке как равноправном союзе, основанном на нравственной близости людей. Эти семейные отношения противопоставляются браку, базирующемуся на расчете, где жена большей частью считается собственностью мужа. «О, грязь! О, грязь! „Обладать“ — кто смеет обладать человеком? Обладают халатом, туфлями…»[11] — восклицал писатель.

Очень интересно в это время начинает представать роль женщины, возникает новый образ русской женщины, которая должна занять равное с мужчиной положение в общественной жизни, достичь полной самостоятельности. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности. В творчестве писателей начинают появляться образы девушек, которые отказываются от замужества ради образования и профессиональной карьеры.

Безусловно, семья, любовные отношения в ней и отношения к ней, представляющей фактическую и моральную основу жизни народа, приобретали в сложное время 60–70-х годов особую значимость. Л.Н. Толстой был убежден, что «род человеческий развивается только в семье»[12]. Многие выдающиеся умы того времени начинает волновать вопрос о возможной утрате моральных ценностей вне семьи. Остро начинает вставать вопрос о внебрачных любовных отношениях, о любовных треугольниках, изменах, сожительстве.

Деятели культуры пытаются проследить взаимосвязь любовных отношений в семье и отношений данного этапа, основанных на взаимных изменах, покрывательствах, и сделать вывод о влиянии такого взгляда на жизнь общества, с учащающимися невзгодами и бедами. Главное в миросозерцании современного общества — восприятие жизни как удовольствия, не подчиненного никаким нравственным законам и обязанностям. Принцип этот наглядно воплощен в образе Стивы Облонского, для которого хорошо только то, что доставляет наслаждение. Праздное существование, погоня за удовольствиями становятся нормой поведения для людей этого круга и получают одобрение общества.

Тема семьи и семейных основ приобретала в 70-е годы особо актуальное значение, поскольку развитие буржуазных отношений уже начало подрывать родственные связи. К «семейной» теме обратился и М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы». Так же, как и Л.Н. Толстой, он видит в распаде семьи признак духовного нездоровья русского общества.

«Да, любились не только помещики с помещицами, а крестьяне с крестьянками. И любились не только потому, что господа превращали рабынь в наложниц - хотя и этого хватало с избытком. Вообще русская жизнь, наверное, многим обязана тому, как подчас объединялись эти два аристократические в лучших своих проявлениях начала - дворянство и крестьянство, как прививались эти две ветви национального бытия. Во всяком случае, такие неравные браки были делом нередким». Так мы видим любовные взаимоотношения И.С. Тургенева со своей крепостной, поздний брак Н. Некрасова с крепостной Зиной, любовные отношения Л.Н. Толстого с Аксиньей, которые он так живо описал в своих дневниках.

Современники рубежа XIX и XX веков откровенно говорят о захлестнувшем русскую жизнь разврате. И было бы неправильным считать, что это новое явление, нет, просто оно перестало скрываться, вольнодумство общества вылилось в свободу поступков. Супружеским изменам начинают посвящать специальные научные работы. Автор одной из них, Л.А. Золотарев, указывает (1895):

" В настоящее время можно наблюдать тот факт, что одни только женщины и притом не особенно многие, во всей строгости соблюдают законы брачной жизни; что же касается мужчин, то они поголовно нарушают брачные законы и обеты, пользуясь для этого большей свободой, нежели их рабыни-жены… " Наука страсти нежной" так укоренилась в сознании, что на верную своему мужу жену смотрят, как на отставшую от века" [13].

Но зачастую общение с женщинами «полусвета» не так явно бросается в глаза, как общение с замужними женщинами. Так И.С. Тургенев описывает нам свою влюбленность в Марию Николаевну Толстую, сестру Льва Николаевича Толстого, его ничуть не смущала её замужество, и к особой печали такие отношения не смущали и её, И. Тургенев пишет в дневниках, как бы в оправдание, что она измучена изменами мужа.

Яркими примерами любовных отношений с состоящими в барке женщинами служат отношения Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой, И. С. Тургенева и П. Виардо. А по многочисленным дневникам, можно сделать вывод, что супружеские отношения не просто не были преградой для влюбленных мужчин и женщин, а были нормой для многих представителей того общества. Быть может такая любовь имеет право быть, ведь для истинной любви не существует документа, но зачастую внутри своих внебрачных отношений с замужними мужчинами и женщинами возникают и другие любовные отношения. Православная церковь в такой ситуации никоем образом не могла повлиять на внутренние убеждения людей, по причине того что сама теряла свои позиции и была скорее условным образованием.

Тем не менее, крепкие браки, основанные на любви случались, и были не исключением. Они стали результатом огромной работой по сохранению истинного уклада семьи. Достоинство человека, его внутренний духовный багаж - ничем непоколебимая сила.

Таким образом, любовные отношения в образе жизни деятелей русской культуры второй половины 19 века разнообразны, имеют разные формы, но, тем не менее и свои характерные особенности, а именно изменение взгляда на семейные отношения, упрощение отношения к внебрачным отношениям и изменам. Поэтому определяющей задачей деятелей русской культуры в конце XIX века становится активная борьба за утрачиваемые нравственные ценности, в том числе ценности семьи и любовный отношений.

 

 

Глава 2. Любовные отношения в образе жизни Н.А. Некрасова,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал