Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии






Главной характеристикой монопо­лии является рыночная власть, позволяющая ей устанавливать цену и условия продажи производимого продукта. Рассмотрим, как монополист реализует свои возможности, преследуя общую для всех рыночных фирм цель максимизации прибыли.

Рынок монополии подчиняется общему правилу, согласно которому цена формируется под действием рыночных спроса и предложения, однако в его случае спрос и предложение имеют специфику.

Фирма-монополист является единственным производите­лем в данной отрасли, так что тот объем производства, который она сочтет целесообразным реализовать на рынке, и будет сос­тавлять величину предложения в данной отрасли.

Рыночный спрос, с которым сталкивается фирма-монопо­лист, является главным ограничением. Так как монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для него есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Следова­тельно, кривая спроса монополиста получает отрицательный наклон и это имеет два важнейших последствия:

1) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает оба эти параметра (а не только объем, как на рынке с совершенной конкуренцией) и среди множества комбинаций, предлагаемых кривой рыночного спроса, ищет комбинацию «цена — объем», обеспечивающую ему максимальную прибыль;

2) в отличие от совершенной конкуренции цена фирмы-мо­нополиста всегда превышает его предельный доход (Р > MR). Суть в том, что монополист вынужден снижать цену, если же­лает расширить объемы реализации своей продукции. При этом снижение касается не только последней единицы предла­гаемой на рынок продукции, но и всех предыдущих единиц.

Пример. Допустим, монополист решает расширить объем произ­водства с 3 до 4 ед. Для реализации возросшего объема он, согласно за­кону спроса, должен снизить цену единицы продукции, скажем, с 6 до 5 ден. ед. Предельный доход, который принесет фирме четвер­тая единица товара, будет равен: 5-4-6-3 = 20-18 = 2 ден. ед. Таким образом, реализуя четвертую единицу продукции, фирма-мо­нополист дополнительно получает 5 ден. ед., однако из-за удешевле­ния каждой из трех предыдущих единиц на 1 ден. ед. она «недополу­чает» 3 ден. ед. В итоге ее предельный доход оказывается меньше цены.

На рис. 4.1 представлены кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) фирмы-монополиста. Фирма-монополист макси­мизирует прибыль в краткосрочном периоде, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам MR = МС. Этому условию соответствуют объем производства Qe и цена РЕ.

Как известно, ситуация получения прибыли графически демонстрируется посредством взаим­ного расположения кривых спроса (цены) и средних общих из­держек. Прибыль на единицу продукции определяется разме­ром превышения цены 0РЕ над средними общими издержками АТС при оптимальном объеме производства. В нашем примере она составляет АРЕ(ВС). Суммарная экономическая прибыль монополии будет соответствовать площади фигуры АРЕВС.

Если рыночные усл-я неблагоприятны, то монополия, как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может ока­заться не в состоянии получать прибыль в пределах кратко­сроч-го временного интервала. В этом случае целью монопо­листа будет минимизация убытков. Графич-е изображ-е данной стратегии требует изменения взаимного расположения кривых спроса и средних общих издержек. На этот раз кривая АТС должна быть расположена выше кривой D (рис. 4.2).

Отрезок РЕА — убыток, получаемый фирмой-монополистом на единицу продукции, площадь фигуры РЕАСВ — величина суммарных убытков.

Минимизировать убытки в краткосрочном периоде фир­ме-монополисту стбит лишь в случае, когда цена превышает средние переменные издержки AVC либо равна им. При других условиях ей целесообразно покинуть рынок (остановить про­изводство), иначе ее совокупные убытки превысят постоянные общие издержки.

Говоря о минимизации убытков фирмой-монополистом, сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде она может це­ленаправленно сбрасывать цены до уровня ниже средних сово­купных издержек. Конечно, это неизбежно принесет финансо­вые потери (убытки) монополии, однако ухудшение рыночной ситуации отпугнет потенциальных конкурентов.

Данный прием, применяемый монополией в целях сниже­ния финансовой привлекательности отраслевого производства, носит название лимитирующего ценообразования. Это стра­тегия ценообразования, согласно которой цены устанавливают­ся ниже уровня, обеспечивающего получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде, с целью уменьшить вероят­ность появления конкурентов на рынке.

В долгосрочном периоде единственной стратегической целью фирмы-монополиста является максимизация прибыли (проб­лема минимизации убытков не обсуждается, так как в про­тивном случае существование фирмы на рынке попросту не оп­равданно).

Рассматривая модель экономического поведения монопо­листа в долгосрочном периоде, следует помнить, что рынок про­дукта чистой монополии здесь защищен слабее, чем в кратко­срочном периоде. Фирма вынуждена считаться с наличием по­тенциальных конкурентов, и основная ставка делается на сни­жение издержек производства и увеличение объема реализации.

Долгосрочное равновесие фирмы-монополиста достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные из­держки LMTC равны долгосрочному предельному доходу LMR (рис. 4.3).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал