Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулируемая монополия
Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ресурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их использовании (средние издержки при желаемом объеме производства выше минимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Регулирование — процесс, посредством которого государство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпринимает меры, препятствующие их образованию, а также стремится ограничить их рыночную власть. Формы регулирования монополии: ограничение цен; установление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные предприятия; антитрестовская политика, направленная на повышение уровня конкуренции в отрасли. Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулирования монопольных цен. Регулируемая монополия предполагает установление государством максимальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимизации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издержек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отражает рис. 4.4. Рт и Qm — цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанавливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1 предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MR и среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1 вплоть до объема выпуска Q1. Для объемов производства больше Q1 новые кривые предельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MR и AR нерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересекающая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствующей выпуску Q1. Рис. 4.4 показывает, что при цене P1 и количестве продукции Q1 полные чистые потери от монополии сокращаются (площадь треугольника ELN меньше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем выпуска увеличивается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые потери общества сокращаются, и при цене Р2 = Рс они исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьшению выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению максимальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит продукции в размере Q'3 - Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирования цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних издержек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса. На практике государство чаще всего регулирует деятельность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по определению характеризуемых убывающими средними общими издержками, которые превышают предельные издержки. Регулирование цен может смягчать социальные последствия естественной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффективному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Дилемма регулирования естественной монополии связана с выбором между регулированием эффективным (по принципу равенства регулирующей цены предельным издержкам) и справедливым (по принципу равенства регулирующей цены средним издержкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом монополист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке. Таким образом, государственное регулирование цен на конкурентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозвратные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями монопольной власти, и максимизировать социальное благосостояние.
|