Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монополистическая конкуренция: понятие и распространение.
Монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между совершенной и несовершенной конкуренцией. Она сочетает в себе элементы совершенной конкуренции и монополии, которые рассматривались в предыдущих главах. Рынок монополистической конкуренции аналогичен рынку совершенной конкуренции в том смысле, что на нем функционирует много фирм и вступление на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от данного рынка тем, что рыночный товар дифференцирован. Каждая фирма продает особый вид продукта, и она является его монопольным производителем. Поэтому при анализе монополистической конкуренции, с одной стороны, учитываются особенности функционирования фирмы — совершенного конкурента, а с другой — фирмы с монопольной властью. Монополистическая конкуренция — это такой тип рыночной структуры, при котором относительно многочисленные мелкие производители выпускают неоднородную продукцию и имеют свободный вход и выход с рынка. Она относится к реальным рыночным структурам, которые получают развитие в легкой, пищевой промышленности, в сферах розничной торговли и общественного питания. Рассмотрим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию: • наличие множества фирм, среди которых нет крупных или которые имели бы преимущества над мелким производством; • сравнительно легкое вступление новых фирм в отрасль. Для того чтобы открыть ателье или ремонтнуюмастерскую, не нужно иметь значительного первоначального капитала. Эффект масштаба также не требует развития крупного производства. Конкуренция между такими фирмами очень высокая, что во многом объясняется легкостью вступления новых фирм на рынок. Сравним для примера рынок телевизоров и рынок стиральных порошков. Первый является рынком монополии, второй — монополистической конкуренции. Выход на рынок телевизоров затруднен из-за большого эффекта масштаба производства и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как выпуск новых видов стиральных порошков не требует создания крупных предприятий. Если производители порошка будут получать большие экономические прибыли, это привлечет новые фирмы в отрасль, они станут предлагать потребителям новые марки стиральных порошков, мало отличающиеся от уже известных (новая упаковка, другой цвет, специализация на стирке изделий из разных тканей); • некоторые ограничения в доступе к информации. В условиях монополистической конкуренции неоднородность продукции резко увеличивает степень неопределенности информации, что затрудняет для фирмы принятие решений по объему производства и цене продукции; • продаваемая (выпускаемая) продукция является неоднородной и дифференцированной, т.е. различается по виду, качеству. Дифференциация продукта — наиболее существенная отличительная черта рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый каждой фирмой продукт рассчитан на определенного потребителя, но тот может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные наименования этого продукта. Производитель, используя рекламу, доводит до потребителя информацию о высоком качестве и исключительном эффекте своего продукта. Патентование товарных знаков и промышленных марок закрепляет уникальность товара и позволяет его производителю иметь ограниченный контроль над ценами. Таким образом, дифференцированный продукт — это экономическое благо, которое не является совершенным заменителем однотипных продуктов других производителей. Основные факторы дифференциации продукции: • различия в качестве. Качественная характеристика товара включает ряд параметров. Так, например, мебель должна быть прочной и удобной. Иногда, добиваясь усиления какого-либо значимого свойства продукта, производители «жертвуют» другим, например, ради удобства — внешним видом. Основой дифференциации в определенных случаях могут служить дополнительные потребительные свойства товаров, например, разные размеры расфасовки, разные упаковки, приложение комплементарных товаров. К качественным характеристикам товара относится также его местоположение, особенно значимое для розничной торговли. Так, благодаря шаговой доступности потребителю повсеместно открываются мелкие магазины, хотя им и нелегко соперничать с огромными супермаркетами, привлекающими широким разнообразием товаров и низкими ценами. Наконец, основой дифференциации могут служить даже мнимые качественные различия. Например, на тестовых испытаниях немногие из любителей кофе могут отличить напиток предпочитаемой ими марки от некоторых других, хотя обычно они покупают только его; • различия в сервисе. Технически сложные товары, товары производственного назначения рассчитаны на длительное использование и должны исправно работать не только в момент приобретения, но и в течение всего срока службы. Полный цикл сервиса для них включает обслуживание предпродажное (помощь в выборе нужного продукта, информация о его характеристиках, сервис в момент покупки, проверка, доставка, наладка) и послепродажное (гарантийный ремонт, консультации по оптимальной эксплуатации). Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме; • различия в рекламе. Реклама дает информацию о качественных параметрах продукта, акцентирует внимание потребителя на наиболее существенных характеристиках и тем самым помогает выбрать товар с нужными свойствами. Однако реклама рекламе рознь. Умело оперируя количеством и качеством рекламы, производители могут создать у потребителя впечатление, что ему предлагаются разные товары, хотя в действительности они идентичны. Чем выше степень реакции производителя на изменения вкусов потребителей, тем быстрее развивается дифференциация продукта. Она превращает производителя в своеобразного мини-монополиста, заинтересованного оставаться единственным производителем данного продукта и удерживать собственную (хоть и незначительную) долю на рынке этого продукта. В результате рынок распадается на отдельные самостоятельные сегменты со своими продавцами и покупателями. В своем сегменте даже маленькая фирма может иметь большую долю. Отличия дифференцированного продукта по потребительским свойствам дают производителю определенную власть на рынке. Однако возможность мини-монополиста влиять на цену ограничена: сегменты не изолированы друг от друга, и между ними существует острая конкуренция. Это значит, что спрос на дифференцированные товары одной группы, выпущенные разными производителями, эластичен. Поэтому дифференциация продукта во многом определяет стратегию фирмы. Ориентация на конкретных покупателей позволяет фирме полнее удовлетворять их потребности и тем самым увеличивать свою долю на рынке, более рационально использовать ограниченные ресурсы.
|