Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
Модель дуополии Курно может быть дополнена моделью с ломаной кривой спроса, разработанной английскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем и американцем П. Суизи с целью объяснить устойчивость цен в условиях олигополии. Модель основывается на отражающем практику ценообразования в олигополистических отраслях предположении, что конкуренты с готовностью поддерживают любое снижение цены одной из фирм, но игнорируют ее повышение. На рынке присутствуют две фирмы — 1 и 2, имеющие приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта и не состоящие в сговоре между собой о разделе рынка. Рассмотрим два варианта их поведения (рис. 6.5). 1-й вариант: фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 в точности повторяет ее стратегию. График функции спроса для фирмы 1 получит достаточно крутой наклон (D2ED'2), рыночные доли обеих фирм практически останутся прежними, общий объем продаж незначительно изменится, и то лишь за счет других отраслей. 2-й вариант: фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 не реагирует на ее действия. График функции спроса для фирмы 1 будет достаточно пологим (D1EDꞌ 1). Если она увеличит цену, то потеряет часть рынка (некоторые клиенты перейдут к конкуренту), но не весь рынок, поскольку товар дифференцирован. Отдельные покупатели даже при определенном повышении цены предпочтут продукцию фирмы 1, и она не будет полностью вытеснена с рынка. Когда фирма 1 снижает цену, а конкурент на это никак не реагирует, доля фирмы 1 в отраслевом объеме продаж значительно возрастает. На рис. 6.5 MR1FMR'1 и MR2FMR'2 — графики предельного дохода исследуемой фирмы в обоих случаях. На практике фирма 2 вряд ли выберет чистую стратегию поведения. Скорее всего, она станет вслед за фирмой 1 снижать цену, чтобы не потерять рынок, но затем не будет ее поднимать по примеру конкурента. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы 1 оказывается ломаной, состоящей из эластичного отрезка D1E и неэластичного ED'2 (на рис. 6.5 отрезки объединены жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также ломаная. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже цены P0 существует разрыв fg между эластичным и неэластичным отрезками предельного дохода mr1 и mr2. Этот разрыв можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода mr1 Fgmr'2 фирмы 1. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмы: mr = мс. Модель с ломаной кривой спроса объясняет устойчивость олигополистических цен. Если при исходной равновесной цене P0 (модель не объясняет, как она установилась на этом уровне) прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни одному из участников нет резона изменять цену даже при определенном увеличении издержек. В противном случае возможны перераспределение рынка в пользу фирм, воздерживающихся от повышения цен, либо ценовая конкуренция в отрасли и уменьшение прибыли всех фирм. Таким образом, положение фирмы, которая изменит цену, только ухудшится.
|