Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Для того чтобы в условиях монополистической конкуренции удерживать равновесие в долгосрочном периоде и получать прибыль, фирма может использовать как ценовую, так и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает привлечение покупателей с помощью более низких, чем у конкурента, цен. Это стратегия вытеснения конкурента с рынка или увеличения доли фирмы на рынке. До второй половины XX в. ценовая конкуренция была господствующей формой конкурентной борьбы. В современных условиях получила распространение неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция направлена на увеличение доли фирмы в общих объемах продаж. Ее основными методами являются дифференциация продукта, улучшение его качества, совершенствование сервиса, создание выгодных условий продаж, реклама. Дифференциация продукта обеспечивает потребителю получение в любой момент большого количества продукта различных марок, типов и степеней качества. В современной действительности потребности индивидов более разнообразны, и при покупке решающую роль часто играет не цена, а особые качества товара. Удачная дифференциация товара помогает некоторым фирмам удержаться на рынке, а потребителям — полнее удовлетворить свои потребности. Дифференциация продукта, появление на рынке новых марок и моделей продукта с улучшенными характеристиками не снимают с повестки вопрос совершенствования сервиса. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Так что предоставление послепродажного обслуживания — аргумент, не менее важный для покупателя, чем низкая цена товара. Особое место в неценовой конкуренции за рынок занимает реклама. Благодаря ей осуществляется приспособление потребительского спроса к новому продукту. Последствия рекламы для фирмы (ее влияние на объем производства и средние продажи) можно проследить на графике. Предположим, что первоначальные издержки составляли АТС1, а объем продаваемой продукции — Q1. В результате удачной рекламной кампании объем продаж расширится до Q1.Эффект может сопровождаться понижением средних издержек производства благодаря значительной экономии от масштаба производства, что перекроет расходы на рекламу. Но если рекламная кампания окажется неудачной и надежды на рыночное продвижение товара не оправдаются, фирма должна будет продавать тот же объем продукции (Q1 = Q3) по более высокой цене, к которой добавятся издержки, связанные с рекламой. Реклама оказывает влияние не только на деятельность фирмы, но и на экономику в целом, причем не всегда позитивное. К безусловным плюсам ее воздействия относятся стимулирование к расширению ассортимента и совершенствованию качества продукции, сокращение избыточных производственных мощностей, усиление конкуренции товаропроизводителей, ослабление монопольной власти фирмы. Благодаря рекламе потребители открывают для себя новые виды продукции и способы ее эффективного потребления. Реклама стала важным источником финансирования национальных систем связи (печать, радио, телевидение). Минусы рекламы также весьма чувствительны для экономики: увеличение расходов на рекламу и связанный с ними рост цен; создание финацсовых барьеров для вступления в отрасль новых фирм; перенасыщение средств массовой информации рекламой... Все это в итоге отражается на суверенитете потребителей
|